«Проблемы,
тенденции, перспективы развития
воспитательной
системы и социализации учащихся сельской гимназии»
«Зрелый
человек – тот, кто знает, зачем он живет, как он относится к людям и истории человечества, и
поступает согласно этому»,- писал Я.Корчак.
Ведущей
задачей школы является подготовка учащихся к тому, чтобы они стали зрелыми
людьми. Задача очень сложная. В ее решении трудно рассчитывать исключительно
на психолого-педагогические ухищрения, основанные, к примеру, на рецептах
Карнеги.
Где нет нутра, там не поможешь
потом,
Цена таким усильям медный грош.
Лишь проповеди искренним полетом
Наставник в вере может быть
хорош.
( Гете. Фауст)
Обстоятельствами
нашей жизни учитель подведен к необходимости выработки собственных, а не
предписанных кем-то позиций, т.е. к
выплавлению своего нутра.
Поскольку
воспитание состоит в передаче нравственных обязанностей от одного поколения к
другому, мы должны стать духовно тем, чем уже являемся физически – звеньями
соединения между предками и потомками, теми звеньями, которые готовят молодое
поколение к жизни в обществе.
Трудное
время выхода из духовного кризиса заставило нас выделить необходимые принципы
воспитательной работы:
·
Признание
разномыслия – плюрализма
·
Воспитание
толерантности – терпимости , доброжелательности – качеств, которые позволяют,
сохраняя свое, принимать чужое.
·
Стремление к
истине
·
Признание
общечеловеческого нравственного начала.
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что мы
уже освоили в какой-то степени эти первые шаги.
Но мы знаем, что до вершины еще далеко, да и вряд ли
возможно ее достижение на протяжении жизни одного поколения.
Поэтому к философскому осмыслению стоящих перед нами
проблем обратились политики, журналисты, историки, критики – все те, кто
осознал исключительную их важность.
Учитель должен делать максимум, что может в наше
время, на пределе своих нравственных и интеллектуальных сил, совершенствуя себя
и готовя молодежь к жизни в обществе.
Ясно еще и то, что одним учителям без поддержки
всего общества с этими проблемами не справиться.
Усвоение и
дальнейшее развитие человеком социально-культурного опыта, накопленного
предшествующими поколениями – это основная цель воспитательной системы.
В
ходе достижения этой цели происходит социализация личности.
Процесс социализации происходит в любом обществе. И
происходит не автоматически, а через субъективное восприятие человеком
окружающего мира. Это очень длительный процесс, продолжающийся в течение всей
жизни человека, начиная с момента его рождения.
Мы выделили сферы, в которых происходит процесс
социализации :
·
Семья
·
Школа
·
Учебные
заведения( колледжи, вузы, Сузы)
·
Знакомые,
друзья
·
Трудовые
коллективы
·
Общественные
организации
Непременным условием получения
положительных результатов в воспитательной работе является сотрудничество педагогического коллектива с родителями учащихся. Здесь
много граней. С одной стороны, именно папы и мамы более всего заинтересованы
в том, чтобы школа стала для ребят вторым домом, чтобы дети находились здесь
в комфортных условиях, укрепляли свое здоровье, получали полноценное
образование и воспитание. Именно родители лучше других знают интересы и
потребности своих детей, сильные и слабые стороны школьного коллектива,
поэтому они могут помочь педагогам, верно определить и реализовать
перспективу развития каждой школы. С другой стороны, добиться положительных
результатов в развитии детей родители и учителя могут только на основе тесного
воспитательного взаимодействия, единства педагогических позиций. Это аксиома.
Но в реальной жизни все оказывается не так просто.
С целью активизации роли
родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса и
укрепления связей семьи и школы была
организована встреча заведующего РОО, работников отдела образования с
председателями родительских комитетов школ нашего района.
В
проведенной анкете на вопрос « Какова роль родителей в развитии и воспитании
подрастающего поколения ?» - 4% респондентов ответили, что « этим должно
заниматься государство», а 29% вообще не ответили на данный вопрос. На таком
фоне отношения родителей к школе их сотрудничество с учителями выглядит
довольно проблематичным.
.Организуя
воспитательное взаимодействие с семьей, каждый педагогический коллектив и
родительская общественность решают очень важные задачи: создают в школе и
дома комфортные условия для развития каждого ребенка, достигают нравственного
и духовного единства между собой, формируют отношения сотрудничества,
уважения и доверия. К таким выводам пришли председатели родительских
комитетов и организаторы встречи. Не случайно эпиграфом родительского
часа были взяты слова:
«Чтобы счастье наше было полным, мы
нуждаемся в привязанности и помощи
окружающих нас людей, последние же
согласятся любить и уважать нас,
помогать нам в наших планах, работать для нашего счастья лишь в той мере, в
какой мы готовы работать для их благополучия. Эту необходимую связь называют
нравственным долгом, нравственной обязанностью».
Нравственным
долгом и обязанностью каждого родителя является воспитание граждан-патриотов,
умеющих жить в гармонии с самим собой и со всем окружающим миром.
Проблемы детей тесно связаны с распадом
семей, так как именно с этого во многих семьях начинается деформация
личности, разрушается атмосфера психологической поддержки ребенка. Неполные
семьи не располагают необходимым минимумом условий для успешной социализации
детей. Семьи, где растет один ребенок, сужают жизненное пространство для его
социализации, не создают условий для проявления множества социальных ролей.
Проблемные семьи требуют высокого уровня подготовки учителей – предметников,
но в особенности классного
руководителя.
В
школах Осакаровского района накоплен
определенный опыт по изучению семей школьников и планировании
воспитательной работы на этой основе, построения модели взаимодействия с
родителями.
Века
и тысячелетия прошли с тех пор, как древние греки провозгласили девиз образования:
« Учитель не для школы, а для жизни». Но мы все учим фактически для школы –
на отметки, на аттестаты, на медали, для поступления в вузы, где все
начинается снова. Отметка становится тем, что определяет сущность личности.
Что
означает « учить для жизни»? Думается, что это учить получать наслаждение ,
духовное удовлетворение от того, что узнал и хочешь знать. Это чувство
глубокого духовного удовлетворения от занятия любым трудом, наукой, чтением.
Если мы научим детей понимать это, то он почувствует гордость за себя, за
свою культуру, за свой народ.
Такой
путь приведет к «практическому интеллекту» - к конкретным знаниям, нужным для
жизни. Только так должна происходить социализация учащихся.
Но
здесь встает вопрос об определении эффективных способов передачи знаний от
одного поколения к другому в ХХ1 веке, передачи не только в процессе
образования- в школе, но и в процессе труда – в цехе, в мастерской, в поле и
других местах. Школьники в этих условиях входят в реальный мир, и каждый из
них может увидеть реальный продукт своего труда. Нам думается для этого
достаточно один день в неделю сделать трудовым днем, возродив так легко
забытые нами УПК.
Особого
внимания требует и трудовое воспитание сельских учащихся. Роль семьи здесь
однозначна, но сейчас идет процесс урбанизации сельской семьи и характер
работы в семье отличается от труда в сельскохозяйственном производстве.
Безусловно, только школа может организовать коллективный производительный сельскохозяйственный труд
на базе современной техники и достижений науки. Решение этой задачи вызывает необходимость
обогащения урочной, а тем более, внеурочной работы в сельских школах
В наших детях мы все чаще наблюдаем
какое-то странное несоответствие внешней взрослости и внутренней незрелости.
И чем взрослее он становится, тем ярче видно его душевное недоразвитие. Это
выражается не только в отсутствии высоких потребностей (равнодушие к поэзии,
живописи, классической музыке и т.д.), но и в их уверенности в том, что родители обязаны обеспечивать им « достойное
качество жизни» и после школы и в более старшем возрасте. А сами они никому
ничего не должны. У них нет понятия «ответственности» за свои поступки, они
не знают, что такое «чувство долга».
Эта
проблема тоже должна стоять в центре воспитательной работы школы, она одна из
главных в социализации учащихся. Ответственность – один из главных признаков
полноценного развития души, одна из важнейших характеристик нормального
взрослого зрелого человека.
Работая
над этой проблемой, мы выстроили логическую цепочку:
душевная незрелость – отсутствие
ответственности – оскудение чувства любви и терпимости к окружающим.
Это
является особым аспектом воспитательной работы и социализации учащихся.
В
районе на базе средних школ проводились семинары и круглые столы, целью которых
была разработка и апробация методов занятий с учениками, способствующих умению детей общаться с ровесниками и
взрослыми на открытой ненасильственной основе, способы воспитания
толерантности.
Учителя
и руководители школ, участвующие в
этих мероприятиях, пришли к выводу, что им самим необходимо овладевать особой
техникой общения, которая помогла бы эти методы воплотить в реальную жизнь.
« Добродетель воспитывается
посредством дел, а не посредством болтовни»,- утверждал Я. Коменский.
Каковы
мы в делах, а не на словах, таковы и наши дети.
Участники
пришли к выводу, что мы должны всемерно помогать ученикам, которые осознают,
что мир несовершенен, что взрослые часто говорят одно, а делают другое.
Подростки
мечтают об уважении и справедливости, а видят вокруг и сами уже воспроизводят
в общении с близкими и незнакомыми людьми такие образцы, как давление, превосходство, унижение,
нетерпимость, неумение защищать себя и др.
Мы
изучили запросы ребят, их затруднений и отобрали материал для занятий,
который соответствует эмоциональным потребностям учащихся.
В
последние годы в системе воспитательной работы возникла пагубная ситуация в
связи с отсутствием детских организаций.
Сейчас
вряд ли нужно доказывать, что организация детям необходима, любая организация
– это форма коллектива, союз единомышленников, модель человеческого общества.
Это прекрасный механизм по социализации учащихся, здесь дети приобщаются к
общественным ценностям, коллективному воздействию, где есть поддержка друзей
и необходимая помощь. В детских общественных организациях ребята получают
опыт социализации. Сегодня все громче учителя говорят о необходимости детских
и молодежных организаций в школе и вне ее. Но какими они должны быть, по
каким моделям их создавать? Все боятся повторения пионерии и комсомола, но
как создать другую организацию – эта проблема. Наш «Болашак» - прекрасное
начало, но не затянулось ли это начало? Уж больно долго раскачиваемся, идем
неуверенно, боимся что-то сделать не так. Хотя ряды болашаковцев ежегодно
пополняются , но они составляют только 13% от количества учащихся 5-9 классов
и 6% от общего количества учащихся по району. Совсем остаются за бортом
общественной жизни ученики начальной школы. Они готовятся стать
болашаковцами, но зачастую понятия не имеют о том, кто это такие.
Детская
организация не может существовать без поддержки взрослых, она должна стать
нужной учителям, стране,
правительству.
Это
еще одна из проблем развития системы воспитания и социализации учащихся.
При
обилии горячих призывов усилить воспитательную работу в школе работа классного руководителя
рассматривается как дополнительная и оплата за классное руководство довольно
смешная. Поэтому многие учителя воспринимают ее как наказание, и если
предоставляется возможность, с великой радостью отказываются от нее. Учитель
за классное руководство получает около 2 тысяч тенге. Какой продукт нашего
воспитания стоит 2 тысячи тенге? Гражданственность? Патриотизм?
Толерантность?
Может
быть, поэтому так медленно идут на поправку наши нравственные болезни, и в таком дефиците доброта, совесть,
честность?
Учительский
коллектив нашего района выделяет эту
проблему воспитательной системы как одну из самых главных.
Вряд
ли стоит ждать быстрых прорывов в решении проблем создания детских
организаций. Наверное, этого и не должно быть. Нужна кропотливая работы с четким пониманием того, что
происходит в молодежной среде и что нужно нам, нашей стране сегодня.
Может
быть, эта проблема не стоит так остро в городских школах, т.к. там существует
много неформальных молодежных организаций. В наших сельских школах она « шита
белыми нитками», видна очень ярко и отчетливо
Ведь
сельская школа призвана растить подлинного хозяина своей земли, человека
нравственного, душевно привязанного к малой Родине, не просто хорошего
работника, а одухотворенного творца и созидателя. Решение этой задачи требует
государственного подхода и не терпит промедления.
Думается,
мы не откроем Америки, если скажем еще
об одной проблеме.
Учителя
все прекрасно знают о том, что не все ребята активны в общественной жизни
класса и школы. Обычно небольшая группа детей тянет на себе всю работу в
классе и школе, да еще при этом и отлично учатся. Мы их называем лидерами.
Без них не может обойтись ни один класс, ни одна школа, ни одно общество.
Они нужны нашему государству. Но
встают вопросы: Какие нам нужны
лидеры? Где их брать? Как их готовить в школе?
Вопросы
риторические.
Воспитательная
работа школы, проводимая в отрыве от социальной практики народа, оказывается
недостаточно эффективной.
Обращение
к историческому прошлому нашего Отечества, видение путей преемственности,
взращенных историческим сознанием и практикой, духовных идеалов и ценностей,
их приложимость к современным экономическим, социокультурным,
психолого-педагогическим процессам, является сегодня в качестве одной из
ведущих тенденций в системе воспитания и социализации учащихся средней школы.
Но неверно думать, что народные традиции и обычаи станут сами по себе
достоянием молодежи. Поддержание и развитие их всегда требовали и требуют целенаправленной
воспитательной работы. К сожалению, не все педагогические коллективы
осознали, как следует, необходимость и важность учета национального фактора в
воспитательном процессе. Редко где имеется продуманная система использования
народных традиций в воспитании
школьников. Иногда все дело сводится к участию в праздничных разовых
массовых мероприятиях.
Анализируя эту проблему, мы пришли к выводу, что решение ее требует серьезной
психологической и методической подготовки учителей, руководителей школ.
Думается, что с этой целью в ИПК необходимо ввести спецкурс или организовать проблемные курсы
«Использование народных традиций в воспитании учащихся средней школы»
Положа
руку на сердце можно сказать, что формально-административный подход довольно
глубоко проник в поры школьной жизни.
При планировании и организации воспитательной работы часто исходят не из ресурсного подхода, не
на основе решения реальных проблем, не
через создание условий для удовлетворения созидательных потребностей реальных
учащихся в реальной школе. А планируют
путем либо «движения на поводу учащихся», либо через повторение
однажды придуманных и навсегда приспособленных с точки зрения учителей важных
мероприятий.
Это
тоже одна из проблем развития воспитательной системы школ района и
социализации учащихся.
Выявленные
нами проблемы позволяют определить направления и перспективы
развития системы воспитательной работы и социализации учащихся в средней
школе.
Таблица
«Проблемы,
тенденции и перспективы развития
воспитательной
системы и социализации учащихся средней школы»
|
проблемы
|
тенденции
|
перспективы
|
1.
|
Организация совместной работы школы с родителями
|
Вовлечение родителей в воспитательный процесс.
|
Создание единого педагогического пространства в
воспитательной работе «Школа-семья» Построение модели взаимодействия с
семьями учащихся.
|
2.
|
Организация трудового воспитания
|
Определение эффективных способов передачи трудовых
знаний и умений учащимся
|
Овладение учащимися навыками и знаниями,
необходимыми для жизни в обществе.
|
3.
|
Воспитание чувства ответственности и долга
|
Овладение техникой общения, способов воспитания
толерантности
|
·
Воспитание толерантности
– терпимости , доброжелательности – качеств, которые позволяют, сохраняя
свое, принимать чужое.
|
4.
|
Создание детских и молодежных организаций в школе
и вне ее, охватывающих большее количество учащихся
|
Изучение всех явлений, происходящих в молодежной
среде
|
Нравственное воспитание.
Повышение роли классного руководителя.
Введение статуса освобожденного классного
наставника
|
5.
|
Воспитание лидерских качеств у учащихся
|
Психологическая поддержка детей-лидеров в классе и
школе
|
Воспитание активной жизненной позиции у учащихся
|
6.
|
Использование народных традиций в воспитательной
работе
|
Создание системы работы по данной проблеме.
|
Подготовка учителей, знающих и грамотно
использующих народные традиции в воспитательной работе
|
7.
|
Планирование воспитательной работы, исходя из
реальных проблем
|
Создание условий для удовлетворения потребностей
общества
|
Высокий уровень воспитанности учащихся и их
социализация.
|
Не нашли нужную тему? Ищите здесь:
Назад