Мастер – класс
учителя русского языка и литературы
Пиминиди К.К.
Тема:
Методы, формы и приемы, активизирующие
познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка.
- Теория
вопроса.
Имея педагогический стаж учителя
русского языка и литературы около 30
лет, наблюдая за развитием отношения учащихся к русскому языку, я пришла к
выводу, что интерес, творческое отношение к нему резко упали. Особенно это
заметно в последние годы. Причин такому явлению несколько: это и неинтересно
составленные учебники (академизм, чрезмерная научность),
Как же заинтересовать учеников
на уроках русского языка? Что может семиклассников или восьмиклассников
заставить задуматься, начать размышлять над вопросами русского языка? Конечно
же, не принуждение.
Изучив большое количество
литературы по данному вопросу, я пришла к выводу, что самое главное на уроках
русского языка разбудить детей, сделать их активными участниками «урочного»
процесса и научит работать самостоятельно.
Ведь активность и
самостоятельность – это одни из
главных принципов дидактики.
Но в качестве средств
активизации учения выступает и содержание учебного материала, которое несет
ученикам новую, неизвестную ранее информацию, вызывает чувство удивления,
восхищения, радость познания нового.
Не открою Америки, если скажу,
что, планируя урок, учитель должен
постоянно иметь во внимании три составляющие:
·
Отбор содержания учебного материала
·
Сочетание методов, форм и приемов обучения
·
Внешнее оформление урока
Еще один вывод, к которому я пришла в ходе работы над
данной проблемой: если учитель помнит об этих трех составляющих, то
уроки у него будут «нетрадиционные». А
эти уроки вызывают у учеников большой интерес. И в то же время они реализовывают
обучающие, развивающие и воспитательные цели.
Принципы отбора содержания учебного
материала
- Воспитательный
характер
- Развивающий
характер
- Несущий
новую информацию
- Соответствующий возрастным особенностям учащихся
- Позволяющий
осуществлять межпредметную связь ( с литературой, историей и.т.)
Методы, используемые на уроках русского
языка и их эффективность
№
|
Название метода
|
Тип и вид уроки
|
Прогнозируемый результат
|
1.
|
Словесные игры:
- Ребусы,
шарады, кроссворды
- Анаграммы,
метаграммы
- «Узнай
меня», «Руки вверх»
- Орфографическое
лото и т.д.
|
все
|
Воспитывать любовь к языку, показать красоту и богатство
языка, помочь получить радость от чтения и работы с языком.
|
2.
|
Письменные виды работ:
·
Орфографическое лото
·
Орфографическая эстафета
·
Ручеек
·
Диктант « с дырками» и т.д.
|
Уроки повторения и закрепления.
Нетрадиционные уроки
|
Развитие навыков
грамотного письма
|
|
|
|
|
Технологии, используемые на уроках
русского языка и их эффективность
№
|
технология
|
Тип и вид урока
|
Прогнозируемый результат
|
1.
|
Развитие критического мышления через чтение и письмо
|
|
|
2.
|
Информационные технологии
|
|
|
3.
|
УДЕ
|
|
|
4.
|
Модульная технология
|
|
|
Приемы, используемые на уроках русского
языка и их эффектиость
№
|
Прием
|
Тип и вид урока
|
Прогнозируемый результат
|
1.
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
Не нашли нужную тему? Ищите здесь:
Назад