Районный методический кабинет
Девиз организации
Домашняя страница О нас Гостевая книга Карта сайта
 

Реализация программы развития образования

Осакаровского района

 

 

Программа развития образования Осакаровского района  была разработана и принята в июне 2004 года. Главная цель разработанной программы:

« Повышение качества образования как основы построения конкурентоспособного общества».

 

Программа состоит из следующих разделов:

 

1. Сеть ОО.

2. МТБ, ее развитие.

3. Развитие педагогических кадров.

4. Роль ЕНТ в повышении качества образования.

5. Система воспитательной работы.

6. Пути реализации поставленных задач.

 

Современный период развития РК четко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования в соответствии с мировыми тенденциями.

Ведущий из приоритетов – качество образования – нашел свое выражение в Послании Президента РК к народу.

Национальная модель системы образования большую роль отводит дошкольному обучению и воспитанию. Наши детские сады должны стать островками стабильности, комфортной среды для развития детей!

«Необходимо приступить к восстановлению системы детских садов и формированию полнокровного дошкольного образования» - отмечается в Послании Президента

В Осакаровском районе, в основном дошкольное образование  организовано при школах. Четыре детских сада ( что составляет 67%) готовят детей к обучению в первом классе. Согласно Концепции развития образования РК в 2007-08 учебном году школы наши перейдут на 12-летнее образование и в связи с этим нам необходимо  восстановить сеть детских садов во всех населенных пунктах нашего района. И тогда мы сможем говорить о «полнокровном дошкольном образовании» в нашем районе.

Сейчас происходят положительные изменения в качестве дошкольного образования. Большое внимание уделяется обновлению программного содержания, воспитания и обучения, авторитарная педагогика заменилась личностно-ориентированным взаимодействием воспитателей и педагогов с детьми.

Дошкольное воспитание и обучение – фундамент среднего образования, от качества дошкольного обучения зависит успешность ребенка в школе.

Возможность воспитывать, обучать и развивать своих детей как дошкольного так и школьного возраста в одном образовательном учреждении дает комплекс «Детский сад – школа» .

Эти задачи решаются педагогическими коллективами детских садов, «Колокольчик» и гимназии № 9. Здесь выявляются наклонности и способности детей, осуществляется плановый переход от  игровой  к  учебной деятельности.

Одним из важнейших направлений совместной деятельности комплекса «Детский сад – гимназии» является решение задач по адаптации детей  к школе на основе сотрудничества с семей.  Родители включаются в активное обсуждение и решение проблем на основе дифференцированного подхода к каждой семье. Создается своеобразный доверительный деловой союз между родителями, воспитателями и учителями, что очень положительного влияет на протекание процесса адаптаций детей к школе.

Данные, получаемые при проведении диагностики в предшколе, возможность личного общения с воспитателями и детьми до поступления в 1-ый класс позволяют учителю построить обучение, обеспечивающее здоровье и эмоциональное благополучие ребенка.

Развивая сеть ДДУ, повышая качество дошкольного образования, нам  удается избежать резкой смены образа жизни детей, обеспечить их постепенное знакомство с учителями, школьной программой.

Период детства не сокращается, а, наоборот, продлевается. Такой непрерывный образовательный процесс способствует поддержанию мотивации к учению у первоклассников и повышает уровень качества образования.

 

Очень важным составляющим компонентом, от которого зависит качество образования – это МТБ школ.

«Очень важно, чтобы учителя и дети работали в уютных школах и не испытывали ограничений в учебном оборудовании, кабинетах, спортивных площадках. Школа со времени в Казахстане должна подняться на уровень лучших мировых стандартов»

 

    В нашем районе фактически функционируют 50 школ ( 30 из них средние общеобразовательные, 12 – основные, 8 -  начальные). По данному приоритету образования факт и стандарт совпадают на 100%.

 

 

 

Но из 50 школ только 24 расположены в типовых зданиях, что составляет 48%. В четырех школах ( СШ № 1,28,29, ОШ с. Кутумсык) наполняемость не соответствует их проектной мощности и составляет от 168% до 179%. Эти цифры говорят о том, что несмотря на 100% соответствие факта и стандарта, в районе необходимо строительство школ.

 

 

 

    В план на 2005г. запланировано строительство СШ № 29 с. Сенокосное (на общую сумму – 129 млн.тг), в 2006г. – строительство казахской СШ псакаровка ( общая стоимость 450млн.тг), в 2007г.- строительство СШ № 28 с. Акбулак (общая стоимость 360 млн. тг).На сегодняшний день на строительство новых школ ПСД подготовлена.

С каждым годом на капитальный ремонт объектов образования из бюджета выделяются все больше и больше ассигнований. Если в 2001 году было выделено 4 млн., то 2002 году сумма эта выросла до 10 млн., в 2003 году – 15 млн. и в 2004 году до 18,5 млн тенге. Капитально отремонтированы сш№1, сш№2, сш№3, сш№13, сш№15, сш№23 и детские сады «Колокольчик» и «Буратино»

 

 

     Из средних общеобразовательных школ только одна ( СШ № 12) на 50% имеет оборудованные кабинеты и лаборатории и одна основная школа (с. Сельстрой) тоже только на 50% оснащена кабинетами. Все остальные школы и того меньше от 5% до 40%.

     Фактически в настоящее время у нас имеются 115 оборудованных кабинетов и лабораторий, что составляет всего 19%. Стандарт же составляет 599 кабинетов.

     

           Для приведения к стандарту необходимо оборудовать 484 кабинета, т.е. 81%. Нами разработан план подготовки на 2004г. и задачи на 2005г. В денежном выражении это выглядит так:

Стандарт – 58,6 – 100%

План на 2004г. – 10,114 – 17%

Задачи на 2005г. – 48,4 – 83%

 

 

 

      Большое внимание мы уделяли укреплению и оснащению школ кабинетами физики, химии, биологии, созданию спортзалов, оборудованию для библиотек и приобретению комплектов современной школьной мебели.

     Для приведения к стандарту нами запланировано на 2004г. и задачи на 2005г. следующие:

          На приобретение учебников выделено 12,5 млн.тг. Всего на укрепление МТБ запланировано 192 млн.тг., что приведет к доведению до стандарта.

 

 

 

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнений необходимость информации учебного процесса и использования новых информационных технологий в образовании. Как помощник учителя, компьютер незаменим. С точки зрения школьников работа за компьютером престижна и современна.

В своем Послании Президент уделил особое внимание этой проблеме.

 

«Необходимо обеспечить подключение к Интернету….» «Ускоренно решать задачу телефонизации школ 

 

         Одним из показателей уровня развития МТБ учреждений образования в настоящее время является подключение к Интернету и телефонизация.

        32 школы, д/сады «ДЮСШ телефонизированы и подключены к международной связи, что составляет 58%. Для приведения к стандарту заложены средства в сумме 529000 тенге.        Первоочередной задачей назван приоритет образования – информатизация. Президент в своем Послании особо подчеркивает важность этой задачи. Им поставлена  вполне конкретная задача: «К 2005 году необходимо обеспечить подключения к Интернету не менее 75% школ.

 

 

 

Всем понятно, что без поддержки обучения  и воспитания компьютерными технологиями возросших задач на новом уровне не решить. Компьютер открывает новые возможности для творческого развития детей и учителей, освобождает школу от рутинного труда, дает возможность разрабатывать и проверять новые идеи еще до их практического воплощения, ставить и успешно разрешать в классах новые, более сложные и интересные проблемы. Получив знание о компьютере, усвоив работу на нем, дети будут лучше подготовлены к жизни, к продолжению обучения.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» - писал Э. Хаббард.

    

Качество компьютерного обучения обуславливается двумя основными факторами: качеством обучающих программ и качеством вычислительной техники. И в той и в другой области сегодня существуют значительные проблемы. Эффективных, хорошо разработанных с учетом закономерностей познавательного процесса обучающих программ пока мало, да и стоимость их очень высока, потому что их составление сопряжено с большими затратами времени и сил специалистов.

В настоящее время, когда мы уже более десяти лет применяем в обучении компьютеры, определились главные направления эффективного использования ЭВМ. Это:

1. Повышение качества знаний по отдельным учебным предметам ( математика, родные и иностранным языкам, географии, естественным наукам), обеспечение ориентированного на результат процесса.

2. Развитие общих когнитивных способностей – решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить.

Кроме того, компьютеры широко используются для тестирования, оценки и управления, что позволяет высвободить время учителя и тем самым повысить эффективность педагогического процесса.

Учителя, благодаря доступу к сети Интернет, не только значительно повышают свою информационную вооруженность, но и получают уникальную возможность общаться со своими коллегами по всему миру. Это создает идеальные условия для профессиональных контактов, обмена профессиональными разработками.

Приведу один пример. Из всех наших школ только  одна имеет свой сайт – гимназия № 9. На сайте пользователи Интернет могут найти интересный и полезный материал; кроме документов, регламентирующих деятельность гимназии, здесь есть и программы педсоветов, методических , семинаров материалы различных конкурсов и др. Особой популярностью на всей территории бывшего СССР пользуются учебные программы, созданые и апробированные учителем информатики Зубриным С.В.

 До ___6 тысяч_______________ писем со словами благодарности и восхищения приходят из Белоруссии, Ханты-мансийского округа, Иркутской области, России и т.д. Люди, учителя школ, колледжей просят разрешения на использование их в своей работе.

Стала очевидна и необходимость изменения системы преподавания, и они должны состоять не в «косметических преобразованиях»  программ, а в переосмыслении содержания и методов преподавания. И конечно же, важную роль здесь играют новые информационные технологии, позволяющие осуществлять на практике реальную интеграцию учебных предметов и давно всем хорошо известную идею  межпредметных связей.

В наших школах многие учителя работают над тем, чтобы интегрированные уроки стали нормой, чтобы у учащихся сформировать единые навыки и представления о целостной картине мира.

И  компьютер становится здесь для детей привычным инструментом.

 

Но сколько бы мы ни говорили о методах, содержании обучения, никто не станет оспаривать, что главным ресурсом школы является учитель.

 «В перспективе профессия учителя должна стать одной из самых перспективных и высокооплачиваемых. Разумеется, что и сам учитель должен соответствовать требованию времени»

         В нашем районе количество учителей фактически и по стандарту соответствует на 100%.

Специалисты Осакаровского РОО ежегодно проводят анализ качественного профессионального и образовательного уровня педагогических кадров района. В своей работе мы руководствуемся Законом РК « Об образовании», где говорится, что «правом на занятие педагогической деятельностью в организациях образования обладают граждане, имеющие соответствующее профессиональное образование» ( ст. 39 п. 1)

Пед. коллектив района в 2001 и 2002г. составил 939 учителей. В 2003 году количество учителей увеличилось на 30 человек и составляет 969 учителей, увеличение связано с расширением штатов средних школ: введением единиц психолога, вожатого, мастера производственного обучения, переводчика. Для этого из республиканского бюджета было выделены целевые трансферты на сумму 274 тысяч тенге. И это будет продолжаться каждый год.

Принято: вожатых – 27, зам. директоров по УВР и ВР – 3,5, психологов – 6, мастеров производственного обучения – 4, переводчиков – 6.

Педоллектив имеет высокий образовательный уровень ( более 50% составляют учителя, имеющие высшее образование); высокий профессиональный уровень ( более 60% имеют стаж от  9 и свыше 20 лет); несколько ниже качественный уровень .

    Образовательный уровень руководителей школ (директора и зам. директора составляют более 100 человек)

и из них более 90% - с высшим образованием и 2% - с незаконченным высшим, в данное время обучаются заочно в вузах г. Караганды (КарГУ).

 

 

Более 70% директоров имеют 1 и высшую категорию.

Замиректора имеют высокий образовательный уровень  – 84% с высшим образованием, 12% со средним образованием из них  8% получают высшее образование, обучаясь заочно в КарГУ.

 

 

 

Количество учителей, обучающихся заочно в течение 3 лет, увеличилось в 2003г. до 143 человек. Из 88 учителя получают первое высшее образование, 55 – второе высшее образование.

Мы понимаем, что наша школьная система должна создавать возможности и условия, которые будут благоприятствовать тому, чтобы выпускники сельских школ стали активными участниками всех преобразований в обществе и были готовы с полной ответственностью чувствовать себя гражданами нашей республики и всего мира. Большую роль в достижении этой цели играет уровень обучения государственному языку. 

За последние 3 года повысился образовательный уровень учителей казахского языка. Если в 2001г % учителей с высшим образованием составлял 43%, в 2002 – 51%, то 2003г. – 58%. Среди учителей казахского языка в 2003г. нет со средним образованием, все обучаются заочно, получая высшее образование.

 

Такая же положительная картина наблюдается и по другим учебным дисциплинам.

Ведется большая работа с педколлективами школ района, которым необходимо в 2004г. привести в соответствие с Правилами о лицензировании качественный состав педкадров.

Самое главное в этой работе – способствовать осознанию всем педагогическим составом школы целей и смысла лицензирования как акта  контроля качества образования и фактора укрепления статуса школы, повышение ее профессионального уровня. В процессе подготовки анализируется работа МО и педагогов по оценке уровня и качества обученности учащихся, ее соответвия требованиям госстандартов образования, делается все для слаженной и профессиональной работы всех специалистов и структурных звеньев школы. В школах организовываются творческие группы специалистов, каждая из которых возглавляется зам. директора или руководителем МО, проводятся конкурсы, конференции, творческие отчеты. Учащиеся участвуют в конкурсе научных проектов при Малой Академии Наук г. Караганды.

В течение 3 лет на пенсию по возрасту ушли 34 учителя. В настоящее время в школах района работают еще учителя пенсионного возраста ( 14 человек), они имеют небольшую учебную нагрузку ( в пределах 5-7 часов) и главная цель их работы - передача опыта и подготовка молодых специалистов для эффективной работы в школах.

Самое пристальное внимание мы уделяем новому пополнению педагогического коллектива района. Молодые специалисты, их заботы, проблемы всегда находятся в центре наших совещаний,  советов директоров.

Поэтому, наверно, к нам охотно приезжают выпускники педагогических вузов и колледжей. За три года к нам приехали 47 молодых специалистов.

В 2001-2002 учебном году в школы Осакаровского района прибыло 8 молодых специалистов с высшим образованием – 4, со средне-специальным – 4.

Это учителя биологии – 1, русского языка – 3, истории –1, ИЗО – 1, химии – 1, физ-ры – 1.

 

В 2002 – 2003 учебном году в школы Осакаровского района прибыло 14 молодых специалистов, из них с высшим образованием  - 10, со средне-специальным – 4,

Из них 5 учителей казахского языка , истории – 1, начальных классов – 2, музыки – 1, математики – 1, биологии – 3, ИВТ – 1.

 

В 2003-2004 учебном году пришло молодых специалистов 25. Из них 5  учителей начальных классов:

Русский язык и литература – 3;

Физиков – 4;

История – 6

Казахский язык – 3

География – 1

Немецкий язык  - 1

Английский язык – 2

С высшим образованием – 21

Со средне-специальным – 4

 

(слайд № 13)

 

Молодым специалистам были представлены подъемные в размере 10000 тенге и по 5 тонн угля каждому. На приобретение учебно-методической литературы было выделено 25000 тенге на прохождение медосмотра 22030 тенге.

9 специалистов получили квартиры, 10 – подселение на квартиру. Остальные проживают с родственниками. За каждым молодым специалистом закреплен наставник, с которым составлен совместный план работы.

 

 

Кол-во молодых специалистов

Выделено средств

На

подъемные

На приобретение учебно-методической литературы

На прохождение медсмотра

Разовая материальная помощь

Обеспеченность жильем

25

250000

25000

22030

По 5 тонн угля

10 квартир

 

Кроме материальной поддержки молодым учителям оказывается большая методическая помощь. В сельской гимназии № 9 успешно работает школа молодого специалиста «Рост». Ежегодно проводится слет молодых специалистов с приглашением наставников ветеранов учительского труда. В РОО 2 раза в год проводятся Дни открытых дверей для начинающих учителей. В эти дни они встречаются с заведующим РОО, специалистами, методистами и могут решить многие волнующие их вопросы.

Все это дает положительные результаты как в плане профессионального роста молодых учителей, так и в качестве обучения учащихся. Так, в этом году молодой учитель истории СШ № 12 Котова Е.В., выпускница КарГУ, подготовила ученика Сейчи В к участию в конкурсе рефератов, посвященных 50-летию освоению целины. Работа была очень содержательной, насыщенной исследовательскими материалами и заняла 1 место в районе.

К сожалению, есть и обратная сторона у этой медали. Три молодых специалиста уехали из нашего района.

Думается, что одной из причин выбытия молодых специалистов является недостаточный уровень психолого-педагогической, общекультурной и социальной готовности начинающего учителя к работе в сельской школе. По условиям  трехстороннего договора Каргу  обязался готовить специалистов высшего уровня, но на сегодняшний день уровень подготовки их выпускников желает быть лучше. 

В 2004-2005 учебном году потребность в молодых специалистах составляет 25 человек. На ярмарке студентов в КарГУ им. Букетова текущего года был заключен 21 индивидуальный трудовой договор, собрано 73 резюме студентов различных специальностей.

При составлении беседы с молодыми специалистами и составлении с ними трудового договора мы придерживаемся основного принципа, выраженного в словах великого ученого Д.И.Менделеева:

         

«Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учени-      ков, который сам силен в науке, ее обладает и ее любит», - говорил он. 

  Сельской школе нужен учитель с широким запасом научных и общественно-политических знаний, владеющий навыками исследователя, стремящийся к самообразованию и культуре. Ведь именно в сельских школах есть ряд благополучных предпосылок для возникновения и развития нового в педагогике.  Еще с. Т. Щацкий заметил, что для педагога – исследователя село – это своеобразный естественный эксперимент, в котором многие педагогические явления предстают в более «чистом виде».

      Близость живой природы, многообразие и открытость трудовых процессов, непосредственное взаимовлияние школы и местной среды, обнаженность связей обучения и воспитания с жизнью – все это создает благоприятное поле педагогического творчества.

     В сельской местности сохранилось гораздо большее разнообразие жизни - конкретного села, поселка, деревни, аула.

     А разнообразие жизни обуславливает разнообразие опыта. Не случайно именно на селе сформировались основы гуманистической педагогики. В. Сухомлинского, новаторская школа М. Щетинина, школа А. Захаренко и др.

.

      Именно село стояло 10 лет тому назад перед необходимостью глубоких и динамичных преобразований уклада хозяйствования и жизни, появления совершенно новых образовательных запросов, которые могла решить только школа нового типа.

      К счастью, сейчас у нас наступили такие времена, о которых мы только мечтали в начале 90-х: годы аула, образование – приоритетное направление государственной политики республики!

 

       Развитие школы может быть осуществлено только через инновационные процессы.  

       В гимназии была разработана программа «Основные пути развития инновационных процессов в школе нового типа на селе», в которой нашли свое отражение целевое направление, содержание учебного процесса, структура управления гимназией и др.   Изменение целей привело к изменению содержания образования, методов и форм обучения, т.е. произошла ломка единообразия в учебном процессе. Разнообразие и постоянное обновление выразилось в:

 

- дифференциации содержания образования, учитывающего интересы учащихся;

-разработке школьного компонента базисного учебного плана, который дал возможность самой школе решить как индивидуализировать содержание образования.  Разрабатывая идею нового содержания  гимназического образования, педагогический коллектив  придерживался следующих требований:

-         разносторонне развитие всех способностей ученика;

-         научная направленность образования, использование в процессе обучения последних достижений  в области науки и техники;

-         сквозной характер учебных программ, составляющих единое целое  по данному учебному курсу;

-         сочетание гибкости  и вариативности отдельных компонентов содержания обучения, возможность их применения в различной последовательности в зависимости от поставленных задач и желания учащихся;

-         сочетание общего и специального компонентов образования с развитием и дополнением одного другим, не нарушая их целостности;

-         ориентация учащихся на различные формы  самообразования, на овладение новыми  методами самоподготовки;

-         разработка интегрированных курсов, создающих возможность уплотнения  учебной информации;

 

 

         Наша модель сельской гимназии -  это попытка ответить на вопрос, какими должны быть сегодня школы на селе, как управлять ими, как им развиваться, чтобы соответствовать новому состоянию образования.

         Прежние подходы и принципы, дававшие положительные результаты при традиционном режиме работы, уже не позволять достичь желаемых результатов. Совершенно очевидно, чтобы совершить прорыв к новому качеству образования, необходимо иметь адекватную этому систему развития сети сельских школ.

          В развитии сельской гимназии рано ставить точку. Прошедшее десятилетие – это только начальная ступенька, которая открывает большой путь современной развивающейся сельской школы. 

 

  Одним из путей повышения качества образования является ранее выявление и поддержка способных и одаренных детей. А для этого нужна грамотная психологическая служба, начиная с ДДУ и начальной школы. Именно там необходимо изучать потенциальную одаренность. В 2003 – 2004 году все школы Осакаровского района  продолжили работу по выявлению и разработке программ развития одаренных и талантливых детей. Основной целью этой работы является следующее : сохранить интеллектуальный потенциал школы  и повысить престиж интеллектуальной деятельности учащихся.

Выработаны задачи : создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка;

 воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества способного реализовать свой потенциал исходя из его интереса.

 В сельской гимназии и СШ № 1 разработаны программы «Одаренные дети».

На основе изучения уровня познавательных интересов и анкетирования учащихся выявляются группы одаренных детей с 1 – 11 классы ; вводятся в учебный план предметы по выбору с учетом полученных результатов ; вводится дифференцированное обучение с углубленным изучением ряда предметов.

В СШ № 18, 20, 25,ЗО  каждый учитель предметник составляет индивидуальный план работы с одаренными детьми и в течение года работает поэтому плану. Руководство СШ № 4 создало все условия для организации в школе НОУ. Основными направлениями , по которым работает общество, являются « Экология и окружающий мир», «Вода и ее назначение .» « Мой край.» Работая по теме «Вода. Охрана воды.», учащиеся собрали объемный материал и приняли участие  в районном конкурсе научных проектов, где были признаны лучшими и затем защищались в СШ5 г. Караганды.

Большая работа с одаренными детьми ведется СШ №6 с. Батпак. Одной из задач, поставленным педагогическим коллективом, является совершенствование учебного процесса, базировавшегося на системе условий, с помощью которых возможно формирование и развитие творческой активности учащихся школе осуществлялись следующие организационные условия:

·        разнообразная внеклассная работа,

·        обучение с опережением,

·        индивидуализация обучения,

·        мобильные вертикальные и горизонтальные группировки,

·        обогащенная программа – дополнительные факультативные занятия по предметам.

Педагогический коллектив, проанализировав проведенную работу  с одаренными детьми , определили задачи на следующий учебный год: необходимо, чтобы способные дети стали активными участниками не только учебного процесса, но и воспитательного, перестроить его в соответствии с потребностями своей личности, интересами. Содержание совместной деятельности учителей и учащихся не должно быть регламентировано, оно должно носить открытый характер.

Одаренность учащихся выявляется и оценивается на различного рода олимпиадах, турнирах, выставках, конкурсах. Развитие способностей осуществляется через углубленное изучение предметов , систему факультативов, индивидуальные занятия ,продуктивное совместное взаимодействие учителя и ученика.

Результаты работы с одаренными детьми видны в достижениях наших учащихся в областных и районных мероприятиях различного характера .

Ежегодно в районе проводится интеллектуальная игра « Лидер ХХ1 века.» на приз  Акима района, ежегодно наши учащиеся участвуют в конкурсном отборе одаренных детей в областную школу «Дарын».

 В 2003- 2004 учебном году 65 %  участников конкурсного отбора прошли во второй тур и 8 из них приглашены на учебу в школу «Дарын».

Итогом работы с одаренными и способными учащимися является их участие в научно-практических конференциях районного и областного уровня. Четырнадцать учащихся старших классов  школ нашего района приняли участие в 34 –ой научно-практической конференции Малой Академии наук юных исследователей и представили свои работы в секциях биологии, секции программирования и компьютерной графикиекции казахского языка и казахской литературы , секции русского языка и русской литературы , секции истории и краеведения ,

секции культурологи, секции географии.

Особое внимание уделяется талантливым детям , проявляющим интерес к музыке и пению , изобразительному искусству. Они участвуют в районных и областных конкурсах – фестивалях « Окрыленные песней»есколько участников награждены дипломами областных фестивалей и конкурсов.

 Работа по выявлению и развитию одаренных детей продолжается во время каникул. В период зимних и летних каникул во всех школах района работают летние школы, где учителя выполняют главную задачу: настроить детей на ценность получения непрерывного обучения на самоценность процесса познания.

Анализируя проделанную работу по проблеме выявления и развития одаренных детей, положительные результаты и достижения наших учащихся , мы выявили и те причины , которые тормозят эту работу.  Мы пришли к выводу , что одаренные дети  очень существенно отличаются друг от друга. Поэтому для успешного обучения, воспитания и развития  этих детей необходимо разрабатывать специальные программы. «Стратегия обогащенных программ» оказалась не совсем эффективной. Необходимо сочетать эти меры с качественным изменением содержания, форм организации и методов обучения одаренных детей. Одним из значимых условий успешного обучения одаренных детей является максимальная индивидуализация их учебной  деятельности, по содержанию близкая  принципу природосообразности. Творческая группа ведущих учителей района  разработала требования, которым должны соответствовать программы для одаренных детей :

·        выходить за рамки общепринятой программы ;

·        учитывать специфику интересов учащихся ;

·        соответствовать их стилю усвоения знаний;

·        не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы. 

Кроме этого программы должны иметь развивающий характер :

·        развивать продуктивное мышление и практические навыки его применения;

·        развивать стремление к приобретению знаний ;

·        развивать инициативу и самостоятельность;

·        развивать сознание и самосознание . понимания связей с другими людьми , природой , культурой.

 Учебный материал , предлагаемый одаренным детям, должен обладать высокой степенью абстрактности и глубиной.

В настоящее время такие программы созданы и апробируются на базе Осакаровской сельской гимназии № 9 учителем ИВТ Зубриным С.В.

 Работа с одаренными детьми в районе не стоит на месте : в 2004-2005

учебном году планируется поднять ее на необходимый уровень :

1.     Принять  районную программу « Одаренные дети села»..

2.     Разработать и рецензировать учебные программы для одаренных детей.

3.     Наладить тесные связи и сотрудничество с кафедрой практической психологии Казахстанско – российского университета г. Астаны для диагностики и профилактики процесса работы с одаренными детьми. 

 

«Для повышения качества знаний учащихся следует внедрить независимую внешнюю оценку их учебных достижений.

        В 2004 впервые учащиеся Осакаровского района участвовали в ЕНТ.

Всего выпускников – 577

Участвуют в ЕНТ – 544 – 94%

Претендентов на аттестат особого образца – 18

Претенденты на Алтын БелгІ – 2

 

 

 

Целью введения ЕНТ является улучшение качества образования за счет более объективного контроля и более высокой  мотивации на успешное его прохождение.

Но в дискуссиях вокруг введения ЕНТ мнения колеблются от «плюсов»  до «минусов», золотой середины нет.

Проведенный анализ результатов ЕНТ позволил нам:

- получить обобщенную информацию об уровне и качестве общеобразовательной подготовки выпускников средней школы;

- оценить, насколько овладели выпускники средних школ содержанием учебных предметов, отраженным в Госстандартах. 

- получить информацию для оценки реалистичности требований к уровню подготовки выпускников и возможности измерить их достижения.

- определить направления и возможности учебно-методического обеспечения учебных предметов.

 

 

ШКОЛЫ,

показавшие высоки и низкий % качества знаний ( обязательные предметы)

      

Предмет

Школы, показавшие высокое кач-во знаний

Школы, показавшие низкое кач-во знаний

Казахский язык

СШ№11сункырколь-100%

Сш №8 сызбай- 0%

СШ №19 сртышское-100%

СШ №29 сенокосное-0%

СШ №22 сельмана-60%

СШ №23 полодежный -23%

 

СШ №21 сарыозек-21%

Русский язык

Гимназия №9 псакаровка-48%

СШ №6 сатпак-0%

 

СШ №15 срудовое-47%

СШ №22 сельмана-0%

 

СШ №25 содниковское-50%

СШ №12 псакаровка-13%

 

 

СШ №17 сункар-6%

 

 

СШ №26 полодежный-16%

 

 

 

 

Математика

СШ №5 сктябрьское-60%

СШ №11 сункырколь-0%

 

Гимназия №9 псакаровка-70%

СШ №14 .Сарыозен-0%

 

Сш №8 сызбай (р.классы)-50%

СШ №19 сртышское(р.кл.)-0%

 

СШ №15 срудовое-47%

СШ №21 сарыозек(ркл.)-0%

 

СШ №18 свезда-57%

СШ №22 сельмана-0%

 

СШ №30 скпан-7%

СШ №27 сидерты-0%

 

 

СШ №29 сенокосное(каз Кл)-0%

История Казахстана

СШ №5 сктябрьское-50%

Сш №8 сызбай- 0%

 

СШ №22 сельмана-70%

СШ№11сункырколь-0%

 

СШ №25 содниковское-57%

СШ №14 .Сарыозен-0%

 

СШ №29 сенокосное(каз Кл)-50%

СШ №19 сртышское(р.кл.)-0%

 

СШ №23 полодежный (каз.кл)-43%

СШ №21 сарыозек-0%

 

 

СШ №27 сидерты-0%

 

 

СШ №30 скпан-0%

 

 

Очень важное  и своевременное решение принято нашим Правительством о внесении пункта 14-1 , в Закон «Об образовании».  ЕНТ  узаконено  как одна из форм итоговой государственной аттестации обучающихся старшей ступени в средних общеобразовательных учебных заведениях, совмещенная со вступительными экзаменами в средние профессиональные и высшие профессиональные организации образования». 

 

В основе воспитательных систем в организациях образования района стоит главная цель: формирование личности с творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой, призванной содействовать реализации задач социально-экономического, гуманно-нравственного образования общества, способной сохранить и учредить мир и согласие между народами Республики Казахстан.

 

 

Общешкольные планы воспитательной работы составляются с учетом всестороннего развития поликультурной личности, обладающей патриотизмом, гражданственностью, интернационализмом, высокой моралью и нравственностью. В них прослеживаются направления, связанные с умственным, физическим, трудовым, правовым, духовно-нравственным, экономическим, этнопедагогическим, эстетическим, экологическим воспитанием. 2003-04 учебный год прошел под знаком года России в Казахстане. Вся воспитательная работа в школах была направлена на укрепление дружбы двух испокон веков тесно связанных между собой народов: казахским и русским.

Коллективы школ создают условия для личностно и социально значимой деятельности, в которой дети могут удовлетворить свои потребности, необходимые для формирования социально здоровой личности, потребности в общении, признании, самоутверждении, самопроявлении. Для этого используются различные формы деятельности на развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся и воспитанников.      

Педагоги района убеждены в том, что только совместная выработка нравственных ценностей, правил и законов жизни составляют суть воспитания, его живую душу и живую этику.

Организации образования района разработали свои воспитательные системы, имеют свои традиционные праздники и мероприятия, работают над общешкольными педагогическими проблемами.

В районе создаются отряды детско-юношеской организации «Болашак», уже насчитывающий в своих рядах 400 членов. Центром является ЦДОШ проводится большая работа в пропаганде деятельности ДЮО, вовлечение в ее ряды новых членов. В начале учебного года был проведен семинар-практикум для зам. директоров по ВР по правильному приему в болашаковцы, о работе освещению деятельности ДЮО.

                    Важной формой в организации учебно-воспитательного процесса является родительский комитет – опора педагогов при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи – проведения  различных акций, движений, рейдов по проблемам всеобуча.

 

 

Осакаровским РОО проведен анализ о состоянии преступлений и правонарушений за 2003-2004 год.

В сравнении с аналогичным периодом 2003 года уровень преступности среди несовершеннолетних Осакаровского района возрос на 400%

Если в 2003 году было совершено – 4 преступления, то в 2004 году – 14 преступлений.

 

                   В целях профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в районе проводится определенная работа по расширению сети школьной кружковой деятельности, ее охвачено 5403 ребенка. В районе функционируют четыре внешкольных учреждения в которых – 1126 детей.

                   В районе работают 4 внешкольных организации:

-         Центр дополнительного образования школьников п. Осакаровка;

-         Детская музыкальная школа п. Молодежного;

-         ДЮСШ п. Осакаровка.

-         ДЮСШ п. Молодежный.

                   ЦДОШ – 16 кружков (на бесплатной основе) 462 детей, 30 детей учатся на отделении фортепиано – оплата 1300 тенге.

                 ДМШ – 84 детей, отделения фортепиано – 1300 тенге, домбра, баян – 700 тенге, оказывают бесплатную услугу сельским школам – запись фонограмм.

                 В ДЮСШ псакаровка секции баскетбола, легкой атлетики, казахшакурес, лыжи, футбол – 240 детей. В вечернее время спортивная база школы предоставлена взрослому населению.

                 ДЮСШ п. Молодежный секции баскетбола, греко-римской борьбы, казахшакурес, каратэ-до, волейбола, тогузкумалака, ритмической гимнастики – 310 детей. Филиалы в СШ № 22 с. Тельмана, СШ № 24 с. Дальнее.

                     В учреждениях образования на постоянной основе проводятся турниры «Дебаты», игры КВН, творческие эстафеты «Независимый Казахстан – уютный дом для всех». Были проведены две игры (на госуд. и русском языках) «Лидер-регион», организованная областной ассоциацией «Лидер XXI века».

                    В рамках мероприятий по ЗОЖ проводятся  акции, посвященные борьбе со СПИДом и наркоманией. Ученица 11 класса СШ № 12 п. Осакаровка приняла участие в республиканской конференции учащейся студенческой молодежи на тему «Актуальные вопросы профилактики и наркомании. Организация антинаркотического движения среди студентов и школьников», где заняла III призовое место.

                     Возрождается работа школьных музеев, залов Боевой и Трудовой Славы, этнографических, краеведческих уголков, многие школы работают в рамках историко-краеведческой экспедиции «Атамекен». Проводятся мероприятия по изучению и охране памятников истории края, развиваются творческие способности детей по национальным видам искусства. Внеурочная воспитательная работа по этнопедагогике является непосредственным продолжением учебного процесса учащихся, основанным на организации деятельности общения учащихся. Используются такие формы, как ознакомление детей с педагогически ценными обычаями и традициями народов, населяющих Казахстан, использования их лучших образов в воспитании.

                    Воспитывается бережное отношение к окружающей среде по областной Программе экологического образования и воспитания.

                    Традиционно проводятся военизированные игры «Улан», «Алау», «Калкан-Щит», спартакиады, кроссы.

                    Ребята – «тимуровцы» не забывают оказывать помощь ветеранам войны, труда, инвалидам, вспоминая их не только в праздничные дни, но и в будни.

                   Во внеурочное время обращается внимание на массовую активность детей, учитывается их творческий, художественный и физический потенциал.       

                    В школах нашло практическое применение диагностика успешности воспитательной работы. Классный руководитель проводит анкетирование с воспитанниками по основным критериям, предлагается определить самые интересные дела в прошедшем учебном году и ответить на вопрос, что они хотят изменить - это дает возможность педагогам совершенствовать свои методические и педагогическую основы воспитания.

Воспитательная работа в районе стремиться удовлетворить детей и подростков в защищенности, актуальных знаниях и умениях, любви и признании, поиске авторитетов и смысла жизни.

Анализируя полученные результаты, нами выработаны дальнейшие пути решения поставленной проблемы перед работниками образования района:

1.     Выработать единое концептуальное понимание проблем качества образования, подходов к его анализу и оценке.

2.     Разработать проект программы управления качеством образования.

3.     Использовать демократический стиль управления, способствующий развитию образования, мобильности и гибкости системы.

4.     Учитывать образовательные потребности и интересы основных социальных партнеров системы образования  и рынка труда.

5.     Оптимально удовлетворять потребности учреждений образования в финансовых ресурсах. Продолжить эту работу совместно с акиматами поселков и сельских округов , родителями учащихся, Руководителям предусмотреть меры по возможности зарабатывать средства на нужды школы, опираясь на активную поддержку хозяйственных субъектов, крестьянских хозяйств.

6.     Осуществлять переход к информационному обществу, расширяющему масштабы межкультурного взаимодействия.

7.     Реализовать в организациях образования Осакаровского района продуктивные образовательные инновационные  технологии.

8.      Повысить воспитывающую роль образовательной среды, продолжить работу по формированию и развитию духовно-нравственному потенциалу на весь период обучения школьника. 

9.     Предусмотреть систему мер повышения профессионального уровня педагогов, дошкольных работников. Основной целью методической работы должно стать повышения  педагогической компетентности и качества образования. 

10.                       Предусмотреть разработку  программы « Одаренные дети на селе».

11.                       Предусмотреть организационные меры для родителей по работе вместе со школой над проблемой качества знаний детей.

12.                       Повысить качество дошкольной и  предшкольной подготовки детей как успешности обучения их в школе.

  

 

Зав. РМК                    Пиминиди К.К.

 

 

Не нашли нужную тему? Ищите здесь:

Поиск:





Назад

  

Домашняя страница | О нас | Гостевая книга


Hosted by uCoz