Министерство
образования и науки Республики Казахстан
РОО Осакаровского района
Выступление
на
областной научно-практической конференции
«Проблемы
реализации инновационных процессов в области»
Направление:
«Развитие инновационных
процессов в сельской гимназии»
Подготовила Пиминиди К.К.
Направление:
«Развитие инновационных процессов в сельской гимназии»
Для возникновения и развития нового в
сельской школе есть ряд благополучных предпосылок. Еще с. Т. Щацкий заметил,
что для педагога – исследователя село – это своеобразный естественный
эксперимент, в котором многие педагогические явления предстают в более
«чистом виде».
Близость живой природы, многообразие и
открытость трудовых процессов, непосредственное взаимовлияние школы и местной
среды, обнаженность связей обучения и воспитания с жизнью – все это создает
благоприятное поле педагогического творчества.
В сельской местности сохранилось гораздо
большее разнообразие жизни - конкретного села, поселка, деревни, аула.
А разнообразие жизни обуславливает
разнообразие опыта. Не случайно именно на селе сформировались основы
гуманистической педагогики. В. Сухомлинского, новаторская школа М. Щетинина,
школа А. Захаренко и др.
Но есть и другая «сторона медали»:
государственная система образования в сельской местности несколько отстала и
примитивна. Материальное состояние школ небогатое, мало культурных
учреждений, уровень учителей и образовательный, и качественный желает быть
выше. На селе практически нет научно-исследовательских лабораторий и
психологических служб, низок уровень информированности и использования
результатов педагогических исследований.
Именно село стояло 10 лет тому назад
перед острой необходимостью глубоких и динамичных преобразований уклада
хозяйствования и жизни, появления совершенно новых образовательных запросов,
которые могла решить только школа нового типа.
К счастью, сейчас у нас наступили такие
времена, о которых мы только мечтали в начале 90-х: годы аула, образование –
приоритетное направление государственной политики республики!
Превращение в реальность
провозглашенного в обращении к народу Президентом РК положения о том, что
образование является приоритетом государственной политики РК, предполагает
создание системы образования как социального механизма, способного решать
стратегические и тактические задачи общества и государства.
Образование действительно имеет мощный
потенциал стабильности и развития, обеспечивающий передачу от поколения к
поколению системы актуальных знаний, способов мышления и норм
жизнедеятельности, которые позволяют личности эффективно осваивать новую
действительность. По сути дела, образование является основным инструментом
общества и государства по управлению формированием и развитием личности.
На наш взгляд, это положение в полной
мере относится и соответствует системе образования, сложившейся в сельской
гимназии № 9 п. Осакаровка за 10 лет её существования.
В мае 1994 года в СШ № 9 п. Осакаровка
произошло знаменательно – радостное событие: на основании решения Совета по
лицензированию № 6 от 27.05.94г. и приказа ОблДО № 141 /к от 27.06.94г. школа
получила лицензию на право ведения образовательной деятельности, серия ОД №
24.
Это событие подтвердило то, что СШ № 9
– это развивающаяся школа, прошедшая путь от обычной до школы с углубленным
изучением химии, а от нее – к школе нового типа – гимназии.
Развитие школы может быть осуществлено
только через инновационные процессы.
Педагогический коллектив, родители,
учащиеся пришли к убеждению, что, обучаясь по стандартным программам средней
школы, выпускники не получают достаточной подготовки для участия в процессе
производства товаров и услуг, а, следовательно, сами не являются востребованными на рынке труда.
Изучая проблему адаптации выпускников
школ к условиям того времени, мы пришли к необходимости вывода средней школы
на новое качественное состояние через экспериментальную деятельность по
профильной дифференциации.
Обоснование подтверждалось тем, что
обществу требуются организаторы и участники производства нового типа,
работники, которые должны обладать специальными знаниями и навыками в общении
с вычислительной техникой.
Наши выпускники должны быть лучше подготовлены к жизни, иметь больше
возможностей достичь благополучие, большой шанс для трудоустройства,
поступления в ВУЗы с направлением профиля школы, лучше понимать суть изменений в обществе и принимать участие в этих изменениях.
Объективными предпосылками реализации
намеченных инновационных процессов было следующее:
1. Осакаровский район, п.
Осакаровка – это поселок городского типа с развитой сельскохозяйственной
культурой образовательной инфраструктурой, где активно возникают и
функционируют предприятия мелкого и среднего бизнеса, поэтому нам требуются
грамотные работники. (асфальтный завод, ПМК, ремзавод, мебельная фабрика,
автобазы, райбольница, ДК, 3 ср. школы, д/сады, совхозы зерновые,
овощеводческие и т.д. и т.п.)
2. Коллектив СШ № 9 имел потенциал,
наработки, позволяющие создать базу изучения естественно-биологических и
гуманитарных наук, основ экономики, ВТ и делопроизводства.
3. За 32 года своего
существования СШ № 9 выпустила 1648 учащихся. 123 из них закончили школу,
получив золотые и серебренные медали. 43% всех выпускников впоследствии
получили высшее и среднее специальное образование, часть из которых, уйдя в
науку имеют ученые звания докторов и кандидатов наук. Особо следует отметить
результаты работы классов с углубленным изучением химии, открытые в школе с
1963 года. 87 выпускников этих классов выбрали профессию химического профиля. 67 стали агрономами, зоотехниками,
ветеринарами, врачами, фармацевтами, преподавателями химии и биологии.
4. СШ № 9 имеет хорошую
учебно-материальную базу. Удачно спроектированное, компактное расположение
учебных и подсобных помещений позволяет обслуживающему персоналу поддерживать
постоянно в школе оптимальный тепловой и гигиенический режим. В школе
оборудованы и функционируют 2 кабинета информатики, 3 лингафонных кабинета
для углубленного изучения английского, немецкого, как родного, и казахского
языков, кабинеты и лаборатории углубленного изучения химии, физики, биологии,
типовой спортивный зал. Столовая с достаточным набором технологического
оборудования и подсобных помещений, хоккейный корт и полный уличный
спортивный комплекс с тепловой раздевалкой и хранилищами спортивного
инвентаря, комбинированная мастерская по обработке дерева и металла,
библиотека с читальным залом.
Все это позволило выйти на
инновационную деятельность. Образовать учебный комплекс – « Детский сад –
гимназия –ВУЗ».
В любом развитии есть что-то главное.
Задача руководителей заключается в том, чтобы из огромного количества проблем,
с которыми сталкивается и коллектив и руководители выделить те, разрешить
которые необходимо в первую очередь.
Первоочередные проблемы мы
сконцентрировали в разделе «Основные пути развития инновационных процессов в
школе нового типа на селе».
I.
Основные пути развития инновационных
процессов в
сельской гимназии
Разрабатывая пакет документов сельской
гимназии, мы рассматривали образовательное пространство как систему
управления развитием личности сельского ребенка.
Учет и реализация новых
подходов к школе.
Самым трудным и длительным во времени в
данном процессе была для нас проблемы постановки целей школы инновационного
типа, т.к. изменение типа школы требует и изменение ее целей.
Для гимназии недостаточно было
представлять ученикам право на получение среднего образования. Мы исходили из
того, что контингент учащихся гимназии будет состоять из продвинутых в
развитии детей. Поэтому таким детям нужны как глубоки знания по
«классическим» предметам, так и «современные знания» .
Исходя из намерения активно
участвовать в процессе формирования интеллектуального потенциала района,
области республики главными целями и задачами деятельности гимназии как
инновационной школы были определены следующие:
- всемерное содействие выполнению
социального заказа общества в подготовке высококвалифицированных
специалистов, создание условий для развития способных и одаренных детей;
- подготовка учащихся к
получению высшего образования, творческому труду в различных сферах научно и
трудовой деятельности;
- разработка и внедрение
вариативных учебных планов и программ, программ углубленного изучения
предметов естественно-биологического и гуманитарного цикла;
- расширение воспитательного
воздействия на сознание ребенка через искусство и физическое совершенство;
- формирование у каждого
учащегося потребности к саморазвитию и самосовершенствованию.
воспитание чувств глубокого
интернационального взаимоуважения, добра и справедливости, патриотического
отношения к своей общественной роли в условиях нового государственного
образования.
Успешное выполнение этих задач
позволяет педколлективу добиваться осуществления миссии гимназии.
Разнообразие и
постоянное обновление УП.
Изменение целей привело к изменению
содержания образования, методов и форм обучения, т.е. произошла ломка
единообразия в учебном процессе. Разнообразие и постоянное обновление
выразилось в:
- дифференциации содержания
образования, учитывающего интересы учащихся;
-разработке школьного компонента
базисного учебного плана, который дал возможность самой школе решить как
индивидуализировать содержание образования.
Разрабатывая идею нового
содержания гимназического образования,
педагогический коллектив придерживался
следующих требований:
разносторонне развитие всех
способностей ученика;
научная направленность
образования, использование в процессе обучения последних достижений в области науки и техники;
сквозной характер учебных
программ, составляющих единое целое по
данному учебному курсу;
сочетание гибкости и вариативности отдельных компонентов
содержания обучения, возможность их применения в различной последовательности
в зависимости от поставленных задач и желания учащихся;
сочетание общего и специального
компонентов образования с развитием и дополнением одного другим, не нарушая
их целостности;
ориентация учащихся на
различные формы самообразования, на
овладение новыми методами
самоподготовки;
разработка интегрированных
курсов, создающих возможность уплотнения
учебной информации;
отражение в содержании
обучающих задач, решаемых в своем регионе.
В целях разрешения узловых
гимназических задач и задач, вытекающих
из вышеперечисленных требований, в содержание гимназического
образования предусмотрено было внедрить:
многообразие учебных курсов
наряду с обязательными учебными предметами
базисного учебного плана;
приоритетность
исследовательских и индивидуальных программ обучения, реализуемых в
совместной деятельности ученика и учителя;
индивидуальную форму с
учащимися , особенно с имеющими уникальные способности;
использование опыта зарубежных стран по развитию и применению
природных задатков человека,
формированию навыков лидера, способного не только продуцировать новое, но и
увлекать за собой других;
новые требования по конкурсному
отбору учащихся, способных осуществить
цели и задачи гимназического
образования;
оптимальный набор учебных
предметов и интегрированных курсов, соответствующих поставленным целям;
общие и индивидуальные учебные
планы и программы обучения всех учащихся и наиболее одаренных,
проявивших особые способности
в той или иной области знаний.
Первая ступень гимназии
обеспечивает наряду с
обязательными базовым образованием,
введение в учебный процесс предметов мировоззренческого и эстетического циклов, позволяющих на ранней стадии
развития выявить наиболее одаренных и способных детей и на этой основе разработать рекомендации их дальнейшего продвижения в
учебном процессе. Для реализации этой задачи в учебный план классов первой
ступени гимназии вводятся:
английский и немецкий языки;
информатика и вычислительная
техника;
ритмика и хореография;
музыка и музыкальное искусство
народов мира;
прикладные виды искусства.
Вторая ступень – прогимназия, введением
частично углубленного изучения отдельных
учебных дисциплин, элективных курсов, обеспечивает успех в
комплексном повышении
общеобразовательной подготовки, формирование лингвистических, эстетических,
физических способностей ребенка, а также умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.
К предметам, программам, введенным на
первой ступени гимназии, во
второй ступени вводится углубленное изучение биологии и экологии, математики и
информатики, физики, химии, русского языка и литературы, казахского языка,
истории, географии, а также новый курс «Этика и культура общения».
Третья ступень завершает за счет профильных предметов, дополнительных и
элективных курсов, факультативов при активном участии в учебном процессе преподавателей ВУЗов- соучредителей, общеобразовательную и профильную подготовку
учащихся и обеспечивает их
мировоззренческий, философско-эстетический и психологический уровень.
Наряду с углубленным изучение ряда общеразвивающих предметов
естественно-биологического и гуманитарного
циклов, в учебный план классов третьей ступени вводятся несколько новых
обязательных и элективных курсов:
основы маркетинга и
менеджмента;
этика и культура общения;
химия и сельскохозяйственное
производство;
основы ораторского искусства;
машинопись, делопроизводство и
стенография;
основы генетики и цитологии;
алгебра и математический
анализ.
К чтению обязательных и элективных курсов будут активно привлекаться, согласно
договору с ВУЗами – соучредителями, профессорско-преподавательский состав
Акмолинского сельскохозяйственного и Карагандинского педагогического
институтов.
Основными формами организации учебных
занятий третьей ступени, наряду с традиционными, станут лекции, семинары,
практикумы, лабораторные исследования, нестандартные и индивидуальные формы
обучения.
Внеурочная деятельность учащихся
получит свое развитие на базе кружков, клубов, студий, научных обществ и других самостоятельных
объединений.
В целях углубления содержания гимназического образования, его
гуманизации в программы различных курсов вводится ряд важных
человековедческих проблем в числе
которых:
«Человек и общество», где
предлагается раскрыть сложный процесс взаимоотношений человека с обществом и
общества с ним, связь социального и
биологического в человеке, уникальность и самоценность личности;
«Человек и мироздание».
Человек - сложнейшее создание космической среды;
«Человек и социокультура» –
тема, направленная на формирование
самосознания, целостности
восприятия настоящего, понимания философии современного развития
общества;
«Человек и научно-
технический прогресс» - плюсы и минусы
НТП и его противоречия в условиях
современного развития общества.
Успех в разрешении
вышепоставленных задач целиком и полностью зависит от деятельности преподавательских кадров.
Так как
в районе подобного типа школ не было , то создание сельской гимназии
позволило учащимся реализовать свои интересы к естественным и гуманитарным наукам, кроме этого укрепились связи школа
– ВУЗ, детский сад- школа. Все это способствовало расширению условий развития
индивидуальных возможностей детей,
совершенствование единого воспитательного коллектива гимназии.
Демократизация
Это следующий этап пути развития
инновационных процессов в сельской гимназии № 9.
Демократизация предполагала следующее:
- перевод управления ОУ с
выполнения заданий вышестоящих организаций на разработку задач своего
развития, самостоятельное определение путей развитие – правильная реализация
школьного компонента базисного плана, такое его наполнение, которое
обеспечивает каждому ученику выбор в соответствии с его потребностями.
- участие в управлении всех
участников педагогического процесса, активизация деятельности родительского
комитета, попечительского совета.
- коллективное принятие
решений, по планированию работы с.г.
включение в управление учащихся
( органы ученического самоуправления).
Для качественного обеспечения процесса
обучения в инновационном режиме от руководства школы потребовалось изменение характера, форм работы с
учителями по совершенствованию педагогического мастерства, формированию и
развитию индивидуального стиля работы каждого работника.
Администрации потребовались знания и
умения по моделированию
учебно-воспитательного плана, разработке и корректировке программ
новых курсов, контролю за их
реализацией, вовлечению учителей в
творческую опытно-экспериментальную
деятельность, отработку механизма «детский сад – школа – вуз», отслеживанию
итогов УВП, проведению сравнительного анализа итогов экспериментов по каждому
году и за весь период.
Структура
управления
В гимназии разработана и апробирована
инновационная система управления,
которая имеет три основные характеристики:
гибкость
способность к самоусложнению
способность к саморазвитию
Эта инновационная система управления
может привести, по нашему предположению к новому качеству школьного образования. Мы ввели в структуру
управления новую организационную единицу – модульную команду. Таким образом, вся школьная организация делится на определенное количество автономных команд, каждая из которых имеет конкретные цели, задачи, проблематику
и занимается проектированием своей
области развития. Мы создали сообщество эффективно действующих команд,
создающих особую культуру школьной деятельности. Наша система управления
ориентирована на три главные области развития человеческого потенциала: развитие коллектива; развитие
команд; развитие отдельных учителей и учащихся.
Участники
образовательного процесса.
В процессе перехода типовой
общеобразовательной школы на новый уровень
её качественного состояния пришли к выводу, что инновационным
изменениям подлежат важнейшие
«компоненты» образовательного процесса- её участники:
Ученики – в практике
работы сельской гимназии – изучение личности
детей, поступающих в 1-ый класс.
В результате- два первых
класса, отличающиеся друг от друга может быть в небольшой степени уровнем
развития.
Далее решается проблема с теми детьми,
которые в начальной школе проявили себя как наиболее способные. Мы пришли к
выводу, что обучение этих детей необходимо
строить с учетом выявленных склонностей к гуманитарным, естественно- биологическим
или математическим предметам. В противном случае сдерживается развитие детей
и их самоопределение. Так, в сельской гимназии организованы два направления – гуманитарное и
естественно – биологическое ( каждое отделение имеет свой УМК).
Но деление учащихся по отделениям шло
у нас или по желанию родителей, или по рекомендации учителей, т.е. грамотного
психолого- педагогического подхода к данной проблеме не было.
Необходим был психолог. В штатное расписание ввели его только в 2003-2004 учебном году. Поздновато. Уже
сложилась система: классы А – естественно-биологические, Б- гуманитарные, и,
конечно же, естественно-биологические классы – сильные.
2.Учителя. Основная функция их-
быть организующим и стимулирующим началом в становлении и развитии личности
учащегося. Учитель не просто источник информации, а главным образом – организатор
учебно-познавательной деятельности ученика. Задачу учителей гимназии –
мотивированное управление обучения, в процессе которого осуществляется
духовное и физическое развитие школьника, овладение знаниями,
самоопределение, самосовершенствование и саморазвитие.
6.Педагогический
маркетинг.
Большую роль в реализации инновационных
процессов сельской гимназии играет педагогический маркетинг. Мы решали
следующие вопросы:
изучение спроса населения на
образовательные услуги и организации обучения детей дополнительным учебным
предметам;
отслеживание поступления
выпускников гимназии в ВУЗы и дальнейшая их судьба;
реклама, пропаганда своего
образовательного учреждения ( публикация в газете, выступления на
родительских конференциях во всех школах района, встречи с учащимися других
школ).
7. Прогностический подход к
планированию развития школы нового типа на селе.
Кроме первоочередных проблем,
необходимо было нам наметить ещё и перспективу развития сельской гимназии.
Прогнозируя, мы выявили перспективные проблемы, которые необходимо решить и
определили пути достижения запрограммированных результатов.
7. Пути обновления
методической работы
Успех в разрешении поставленных
целей и задач перед коллективом гимназии полностью зависел от деятельности
каждого учителя.
Для создания благоприятных условий
постоянного роста квалификации учителей в гимназии проведена большая работа
по организации грамотной методической работы.
Были определены принципы организации методической работы:
дифференциация
системный подход
модернизация
Все эти принципы направлены на
повышение профессионализма учителей и процессе социальной защиты педагогов
через оказание систематической адресной помощи с учетом потребностей и
индивидуальных качеств.
Для эффективности достижения главной
цели методической работы необходимо было организовать систему непрерывного
образования. В гимназии работают :
НМС
Совет МО
Теоретические и
научно-практические семинары
ТГ
Клуб «молодой учитель»
Разработаны критерии оценки
методической работы:
Результативность – развитие
учителя, учащихся, качество знаний учащихся, качественный уровень
педколлектива.
Стимулирующая роль методической
работы в развитии самообразования учителей, их исследовательской деятельности
.
Методическая работа в гимназии – это
систематичная коллективная и индивидуальная деятельность учителей.
В гимназии разработан перспективный
план развития методической работы. Основными его принципами является:
Дальнейшая модернизация, что включает
обеспечение открытости системы ПК, связь с вузами – соучредителями, связь с
учреждениями дополнительного образования в селе, с ИПК; оптимальное и
эффективное использование ВШК в формировании индивидуальности учителя,
усиление методической функции ВШК.
Формирование банка информации
новых технологий.
Формирование банка
диагностических методик, обучение коллектива методам работы с диагностическим
материалом.
Использование результатов
диагностики в корректировке деятельности учителей.
Заключение
Наша модель сельской гимназии -
это попытка ответить на вопрос, какими должны быть сегодня школы на
селе, как управлять ими, как им развиваться, чтобы соответствовать новому
состоянию образования.
Прежние подходы и принципы, дававшие
положительные результаты при традиционном режиме работы, уже не позволять
достичь желаемых результатов. Совершенно очевидно, чтобы совершить прорыв к
новому качеству образования, необходимо иметь адекватную этому систему
развития сети сельских школ.
В развитии сельской гимназии рано ставить
точку. Прошедшее десятилетие – это только начальная ступенька, которая
открывает большой путь современной развивающейся сельской школы.
Не нашли нужной темы? Ищите здесь:
Назад