Районный методический кабинет
Девиз организации
Домашняя страница О нас Гостевая книга Карта сайта
 

Цель научно- методического семинара:

 

повышение профессионального уровня учителей, мотивация деятельности педагогического коллектива на эффективность каждого урока и в целом всего образовательного процесса.

 

Этапы семинара:

I Разминка – вхождение в тему (7 мин)

1. Работа с ключевыми словами методом insert (пометок)  - методический глоссарий.

II Информационный – теория вопроса (20 мин)

1. Выступление завуча.

2. Обсуждение выступления.

III Видеосалон (1,5 ч)

1. Просмотр фрагментов уроков

2. Комментарии учителей

Перерыв (30 мин)

IV Рефлексия – участники делятся на группы, добровольно или жребий. (20 мин)

1. Зачитываются педагогические сочинения.

2. Аукцион идей «А я делаю так».

Первый раунд – «Начало урока»

                            «Закрепление»

                            «Рефлексия»

 

 

I.  Теоретическая часть

I.1. Ключевые слова

            Урок – минимальный учебный период, наименьший промежуток времени, за который может быть достигнута та или иная группа целей.

            Отличие урока от академического часа. Урок кончается тогда, когда достигаются его цели. Неважно, проводится урок в течение 1-го, 2-х или нескольких часов, в классе, студии, музее и так далее. Важно – ради чего он проводится, какие цели будут достигнуты.

            II.2. Цели

            Цели – систематизирующий фактор образовательной деятельности. Какова цель, такова и деятельность. Какова деятельность, таковы и результаты.

            Цель – это образ желаемого результата, который хотят получить к определенному моменту времени.

Если субъект понимает, что за проблемы он хочет решить, то в целях он должен фиксировать, какие конкретные результаты будут получены к определенному сроку. (Днепров Э.Д.)

В категорию педагогических целей традиционно включают ТЕЦ (триада целей обучения, развития, воспитания). Сейчас ученые считают, что такое разделение целей искусственно и малосодержательно, поскольку особого различия между развитием и воспитанием не наблюдается.

В 1956 г. Берджамин Блум разделил педагогические идеи на когнитивные – связанные с развитием ума и мышления; эффективные – связанные с развитием эмоций, чувств, отношений; психомоторные – связанные с развитием тела. Под такие цели легче проектировать учебные периоды (блоки, уроки), так как мы задаем не расплывчатые вопросы («что воспитывать», «что развивать»), а четкие и ясные ответы: например:

- что я намерен сделать для развития ума и мышления учащихся в этом году;

- что я намерен сделать для развития сферы чувств учащихся, их эмоционального отношения к миру, между собой;

- что я намерен сделать для развития тела учеников, предупреждения усталости, нарушения здоровья.

Но даже и при таких целях можно написать в поурочном плане: «Для развития сферы чувств учащихся я буду развивать их эстетический вкус». Но нет никакого объективного способа убедиться, что эта цель достигнута, тогда и процесс ее достижения невозможно построить, то есть цель лишается своего деятельностного смысла.

            Поэтому ученые дали характеристику целей:

1.      Цель диагностична, если существуют достигнутые средства объективной проверки ее достижения (Беспалько, 80-е годы).

2.      Цель операциональна, если в ее формулировке имеется указание на средства достижения этой цели.

Только в том случае, если цели обладают обоими свойствами, можно говорить о проектировании процесса, который приведет к достижению этих целей.

            Всякая диагностично и операционально заданная цель называется задачей.

Пример. Вы хотите есть. На столе перед Вами хлеб. Как быть?

Дополнительное условие. Возле стола – голодный лев. Он тоже хочет есть, и ждет, когда за хлебом явитесь Вы. Как быть?

            1 Задача (шаблонная) – съесть лежащий на столе хлеб: легко проверить съел или не съел, и известно как это делается.

            2 Задача (изобретательская) – съесть хлеб, но не стать самому куском мяса для голодного льва.

            1 и 2 задачи различны по уровню.

Представление группы целей учебного периода системой задач называется планированием результатов обучения.

            III.3. Методы

            Метод – способ, система действий, прием, организационные меры, принципы, правила и так далее.

            Метод обучения (по Ю. Бабанскому) – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач образования.

            Метод обучения (по И. Лернеру) – система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую в свою очередь, к достижению целей.

            Метод обучения (по М. Махмутову) – система регулятивных принципов и правил целенаправленной деятельности учителя и учащихся, реализуемых через сочетание методических приемов решения определенного круга дидактических задач.

 

Типы и структуры уроков

План

1. Ключевые слова (с карточками - информаторами): задачи, информация, методы обучения, образовательный процесс, структура урока, урок, формы обучения, цели.

Методом  insert: что известно, что удивило, что новое и т. д.

2. Лекция «Структура образовательного процесса»

 

Таблица                               факты, описывающие внутренний и внешний мир

                    

Информация                        способы взаимодействия с тем и другими мирами

 

                                              ценностные ориентации и эмоционально-личностное

                                              отношение, мнения и оценочные суждения.

 

Образовательная деятельность – присвоение ученикам некоторого объема информации, соответствующего культурным нормам и этическим ожиданиям общества, в котором растет и развивается учение.

 

Образовательный процесс – единство трех процессов:

1.      информационного (передача, прием, накопление, хранение, преобразование и применение информации, называемой содержанием обучения);

2.      психологического (становление и развитие человеческой индивидуальности и личности);

3.      кибернетического (функционирование и развитие сложных систем).

 

Таблица.  Структура образовательного процесса

 

 

Этапы деятельности по присвоению информации

Элементы образовательного процесса

Типы уроков

I

 

II

 

III

Мотивация ↔ Потребность ↔ Мотивы

Целеполагание ↔ Осознание ↔ Мотивы

Стратегическое планирование ↔ Выделение задач - этапов

I. Организация  

    деятельности

           (ОРГ)

I. Организационный 

    урок

IV

Построение ориентированной основы действий ↔ Сбор данных ↔ Алгоритмизация

II. Изучение нового

     Материала

          (ИНМ)

II. Урок ИНМ

V

Последовательность действий (операции)

III. Закрепление

   результатов изучения  

   нового материала 

         (ЗРИНМ)

III. Урок ЗРИНМ

VI

Рефлексия

IV. Повторение (П)

IV. Урок П

VII

Оценка

V. Контроль (Кон.)

V. Контрольный урок  

     (экзамен)

VIII

Коррекция

VI. Коррекция (Кор.)

VI. Урок коррекции

 

Почему нет комбинированного урока?

 

Таблица. Структура урока

 

I.                   Последовательная или линейная – Если в любой момент времени на уроке для статистического большинства учеников (до 80 %) проводится одна и та же работа. Такие уроки главенствуют в школе, ординарны.

II.                Сложная, нелинейная структура, параллельная – Если в одно и то же время разные группы учеников могут заниматься разной работой. Такие уроки многообразнее, интереснее, имеют множество преимуществ, позволяют работать в условиях глубокой дифференциации и индивидуализации. Но такие уроки сложны в управлении, их проведения предъявляют высокие требования к мастерству учителя.

Структура урока должна быть достаточно гибкой, она зависит от специфики дидактических задач, средств их выполнения и реальных условий обучения.

 

Типология уроков (по справ. ч. 2 стр. 65)

 

Этапы проектирования урока

 

I этап – Определение роли урока в → Определение типа урока

              структуре изучения темы

 

II этап – Постановка целей → Выделение ведущей цели

 

III этап – Планирование результатов обучения → Главные задачи урока

 

IV этап – Определение начальных условий → Уточнение системы задач →

                Организация вводного повторения

 

V этап – Выбор метода обучения:

               Учитель задает себе вопросы:

1.      Нужно ли мне вводное повторение в начале урока, или это целесообразно поручить учащимся?

2.      Нужно ли мне формулировать промежуточные задания? Или доверить это учащимся?

3.      Предлагать ли ученикам готовые способы решения промежуточных задач? Или дети достаточно подготовлены, чтобы найти это самостоятельно?

 

      VI этап – Отбор организационной формы обучения

 

      VII этап – Разработка структуры урока → План или схема урока

 

      VIII этап – Содержательное наполнение урока → Тексты, упражнения, вопросы

 

      IX  этап – Отбор средств обучения – ТСО, плакаты, таблицы

 

      X этап – Обдумывание организационной → Кому как сидеть, формирование групп

                                     схемы урока                                                                               и т. п.

 

      XI этап – Подбор педагогической техники → Девиз, эпиграфы, значки, флажки,

                                                                                                                                    Эмблемы

 

      XII этап – Имидж урока → Интерьер класса, стенды, цветы, внешний облик учителя.

 

      XIII этап – Результат проектирования – План, пакет документов

 

Аккуратное исполнение этих этапов позволит учителю спроектировать грамотный, профессиональный урок – высокоэффективный урок. За высокую эффективность приходится платить. Прежде всего, необходимо учителю менять себя.

Джемисон Маккензи отмечает: «Переход в наших классах от традиционных моделей обучения «мудрец на подмостках» к личностно ориентированным стратегиям и деятельности типа «советчик под рукой» требует длительного процесса профессионального развития»

 

 

 

 

 

 

Таблица. Методы обучения (алгоритм для завуча)





Завуч и учитель задают себе 3 вопроса:

  1. Было ли (нужно ли) повторение в начале урока?
  2. Формулировал ли учитель промежуточные задачи? (или это делали ученики)    
  3. Предлагал ли учитель решение этих задач? (или это делали учащиеся).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕТА  МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

ЦЕЛЬ: Выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности в   педагогическом коллективе. 

 

ОФОРМЛЕНИЕ:  Кроссворд – плакат, анкеты, бумага для бейджиков,                    

                                 Фломастеры, текст для заучивания, листы для «круглого стола»

 

Эпиграф :    МАСТЕР НЕ УЧИТ, А СОЗДАЕТ СИТУАЦИИ

                         (изречение индийских мудрецов)

 

I. Знакомство – Самопрезентация.

 

  1. Назвать имя, специальность, что закончил, где работает
  2. Каждый следующий участник называет предыдущего, затем себя и т. д.
  3. Ассистенты готовят бейджики с именами всех представившихся. По окончании самопрезентации, раздают их как угодно, а каждый должен прикрепить бейджики – кому надо.

 

II. Пять минут размышлений. Анкетирование.

 

     Ассистенты собирают анкеты, обрабатывают их и готовят свою резолюцию в виде диаграммы, рисунков, схем и т. д.

     Выступают как итог.

 

III. Педагогическая ситуация.

 

  1. Разыгрывают учащиеся 6-го класса
  2. Задание. Исправить ситуацию (разыграть встречную сценку или просто объяснить словами)

 

Первая ситуация

1-ая ученица:  Сейчас М.И. дневники принесет. Троек у меня – куча, мама ругаться будет

                         опять. Надоело все.

2-ая ученица: А ты делай, как я: все двойки замазала и четверки на их месте нарисовала.

                        Никто и не замечает.

Учительница: Ну вот, дети, я проверила ваши дневники и пришла к выводу, что вы

                         бессовестные обманщики. Вы думаете, что я ничего не вижу? Соколова,

                         ловко же ты свои двойки превратила в «4». Сегодня же приду к вам домой и

                         расскажу родителям. Ишь что придумала!

 

Вторая ситуация

1-ый ученик: Тихо! Идет!

2-ая ученица: Кто идет?

1-ый ученик: Училка по английскому, ну эта, Маргарет, зануда. Сейчас будет полчаса

                      нотацию читать, где мы были, почему пропустили, а потом все в дневники

                      запишет, по телефону позвонит.

Учительница: Так, так, значит зануда? Значит, Маргарет? Ну, что ж, придется

                          действительно взять у вас дневники, позвонить родителям. И вообще,

                          собирайтесь, пошли со мной, выясним у директора, как вы учителей

                          уважаете и называете. Ну, живо!

 

Третья ситуация

1-ый ученик: Танька, ты задачу решила? Дай сдуть.

2-ая ученица: Ленка, ты сегодня дома будешь вечером? Я принесу кассету.

3-ий ученик: Петька, дай ручку, паста кончилась.

4-ый ученик: Дайте учебник! Учебник дайте!

(все возятся, кричат, учительница не может начать урок)

Учительница: Так, встали. Отошли от столов. Петрова, я сказала встали, так, Соловьева,

                          где твои руки? Иванов, что за вид, что за вид, что это за одежда на тебе,

                         постыдилась бы. И как не стыдно губы красить, на кого ты похожа? Не

                         девочка, а мымра какая-то. Встать всем ровно!

 

IV. Педагогический кроссворд (работа в группах).

 

Задание: заполнить и объяснить педагогическую терминологию, дополнить информацию об авторах слов.

Первые закончившие заполнять – удостаиваются чести заполнять кроссворд у доски и опрашивать остальных.

 

V. Конкурс педагогической техники.

 

Цель – выявить умение устанавливать общение и взаимодействие, анализировать

            педагогические ситуации и решать педагогические задачи, проявлять хорошую

            память, педагогический такт, быструю переключаемость, внимание.

 

Ход:

  1. Входит учитель, приветствует всех, представляется.
  2. Ему дается текст для запоминания.
  3. Ограничивается время – 7 мин.
  4. «Учителю» задаются разные вопросы, на которые он должен ответить. Все вопросы он должен запомнить.
  5. после 7 мин – «учитель» воспроизводит заученный текст и вопросы, которые ему задали. (7 – 10 мин)

 

Текст

 

Я прихожу к той, которая ждет и может ждать только меня. Я же не хочу никого другого, кроме нее, может быть именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дрожайший пятак, легко дать этот пятак но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя.

(А. Грин Алые паруса)

 

Примерные вопросы

 

  1. Какое Ваше любимое блюдо?
  2. Кто Ваши родители?
  3. Как зовут Ваших дедушку, бабушку?
  4. Какие девушки (юноши) Вам нравятся?
  5. На что Вы тратите свою зарплату?
  6. В каком году собираетесь жениться (выйти замуж)?
  7. Как зовут сестренку, братика?

 

VI. Круглый стол «Что значит быть современным учителем?»

 

Все записывают свои мысли на одном листе, затем лидер группы читает (можно нарисовать коллективный портрет современного учителя)

 

VII. Анализ анкет.

 

VIII.   Рефлексия.  Слова назидания.

 

 

 

С чего начинать планирование методической работы в школе?

Естественно, с анализа работы за предыдущий год.

 

С чего начинать анализ? Или что анализировать?

 

Анализ должен быть сравнительный (два, три последних года).

  1. Качественный и образовательный уровень учителей
  2. Качество ЗУН. Результаты ЕНТ. Результаты поступления учащихся.
  3. Участие учителей и учащихся в различных конкурсах, смотрах разного уровня.

 

Функции МС

Задачи

Результаты

1. Связь с внешней средой, то есть отношение к общегосударственной системе образования, психолого-педагогической науке, ППО.

1. Осмысление социального заказа, важнейших требований общества к школе, уяснение ориентиров образовательной политики, конкретных программно- методических требований, приказов, инструкций вышестоящих организаторов образования, их своевременное и правильное доведение до каждого учителя.

 

2. Внедрение достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки.

 

 

3. Внедрение ППО.

 

 

 

 

4. Распространение созданного в коллективе ППО

 

1. Точное понимание всеми учителями своих обязанностей в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Повышение научного и методического уровня УВП, обогащение педагогической культуры учителей.

 

3. Интеграция лучшего опыта в систему работы учителей и стимулирование их творчества.

 

4. Обогащение профессионального опыта, расширение взглядов и представлений на те или иные аспекты образовательного процесса.

2. Отношение к педколлективу.

1. Сплочение педколлектива, превращение в коллектив единомышленников.

 

 

2. Анализ образовательного процесса в школе и его результатов, выявление изменений в уровне ЗУН, воспитанности и развитости школьников.

 

3. Выявление, обобщение и распространение ПО, рожденного внутри коллектива, обмен педагогическими находками.

 

4. Приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе по актуальным проблемам школы.

1. Выработка единого педагогического кредо, общих позиций по актуальным проблемам образования.

 

2. Предупреждение и преодоление недостатков, выявление позитивных моментов и дальнейшее планирование.

 

 

3. Стимулирование массового педагогического творчества и инициативы учителей.

 

 

 

4. Оказание помощи каждому учителю, распространение профессионального мастерства.

3. Обеспечение роста мастерства каждого учителя.

1. Развитие и совершенствование умений, знаний и навыков учителей.

 

2. Диагностика педагогических кадров.

Выработка программы развития МС

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования и науки Республики Казахстан

РОО Осакаровского района

 

 

 

Научно - методический семинар

 

Тема:

 « Типы и структуры уроков»

 

 

Разработала Пиминиди К.К.

 

 

 

 

 

 

 

Сельская гимназия №9

П. Осакаровка

 

2004 год

 

 

 

Министерство образования и науки Республики Казахстан

РОО Осакаровского района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый слет

молодых специалистов

Осакаровского района

 

 

 

 

Разработала       Пиминиди К.К.

 

 

 

 

 

Сельская гимназия №9

П. Осакаровка

 

2004 год

 

 

 

Не нашли нужную тему? Ищите здесь:

Поиск:




 

Назад

 

 

 



Домашняя страница | О нас | Гостевая книга


Hosted by uCoz