Районный методический кабинет
Девиз организации
Домашняя страница О нас Гостевая книга Карта сайта
 

Проект  развития методической службы

Осакаровского района

на 2005- 2010 годы.

 

Решение стоящих перед обновляющейся школой задач, эффективность необходимых изменений в области образования, определенных  Государственной Программой развития образования В РК на 2005-10 годы, во многом обеспечивается уровнем развития методической работы. Недаром одним из ожидаемых результатов от реализации Программы является «усовершенствование методической службы».

Вместе с тем процессы кардинальных преобразований школы и общества требуют немедленного реформирования системы методической работы, усиление ее ориентации на обеспечение главной цели Государственной Программы – «модернизации национальной системы многоуровневого образования на основе приоритетов Стратегического плана развития РК до 2010 года для повышения качества подготовки человеческих ресурсов, удовлетворения потребностей личности и общества».

Поэтому основными направлениями деятельности МС определены следующие:

 

·         Совершенствование методической культуры учителей района.

 

          Изучение состояния образовательного процесса в школах района, выявление       затруднений и оказание адресной методической помощи.

 

Повышение квалификации педагогов, организация методической работы в межкурсовой период;

 

 

·         Информационно- методическое сопровождение реализации Государственной Программы развития образования в РК на 2005-10 годы.

 

 

Проведение систематической работы по ознакомлению учителей с новыми программами, учебниками, УМК, современными концепциями обучения и воспитания учащихся. Изучение возможностей ОО района, профильной подготовки учащихся для осуществления перехода на 12-летнее образование.

 

 

 

·         Научно- методическое содействие инновационному развитию образовательного процесса в районе.

 

Оказание помощи педагогам и руководителям ОО в инновационной деятельности, организации и проведении экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов.

 

 

Создание банка данных инновационных программ, авторских и модифицированных программ по образовательным областям.

 

Организация деятельности НОУ.

 

 

·         Информационно – аналитическая деятельность .

 

Анализ результатов работы педагогических коллективов и отдельных учителей, организация мониторинга состояния УВП.

 

Анализ результатов тестовых, срезовых и контрольных  работ, результатов олимпиад и творческих конкурсов.

 

Информирование населения района по вопросам развития системы образования района.

 

·         Участие в аттестации, лицензировании организаций образования, в разработке концепций, программ, комплексных планов развития образования в районе.

 

 

Направления МС  определились в результате проведенного анализа.

Изучая деятельность методических служб школ района, ( отчеты по МС, качественный и образовательный уровень педагогического коллектива района, результаты ЕНТ и качества знаний учащихся по итогам года и др.) следует отметить имеющиеся недостатки и нереализованные возможности.

 

  1. В некоторых школах не создана оптимальная система МС, что сдерживает развитие ОО.
  2. Проводимая диагностика носит эпизодический, бессистемный и непрофессиональный характер.  (зачастую полностью отсутствует), что не позволяет обеспечить адекватную управленческую реакцию и прогнозировать характер развития ОО. Диагностика ориентирована на формировании результатов, а не анализ его эффективности или неуспешности.
  3. В ряде школ (отдаленных) педагоги не получают помощи из-за слабой организации МР самого РМК, а возможность систематического повышения квалификации затруднена по нескольким причинам: территориальной отдаленности, отсутствия материальных средств, узости профессионального общения, семейных обстоятельств.
  4. Существующая система ПК не всегда  ориентирована на запросы практики, кроме того, слушатели курсов неэффективно используют полученные знания и не пытаются обучать своих коллег.
  5. МС  района не стала еще информационным центром: несвоевременно предоставляется  педагогам информация о достижениях педагогической науки и практики: слабо используются активные формы обучения.
  6. Недооценивается роль педагогической .науки в практической деятельности МС школ.
  7. Не проводится экспертиза инновационной  деятельности. Заместители директора по УВР зачастую не владеют знаниями научно обоснованной системы критериев инновационной деятельности.
  8. В большинстве школ не в полной степени оценивается качество образовательного процесса, что не позволяет глубоко обосновать и аргументировать цели и задачи на предстоящий год, недостаточно исследуется факторы, влияющие на уровень образовательных  результатов.
  9. Во многих школах и выделяются объекты для ВШК на основе проведенного анализа, не анализируется степень компетентности, качественности, своевременности и действенности ВШК.
  10. МС школ как функция контроля не ориентирован на изучение качественных изменений в приобретении знаний на каждой ступени обучения.
  11. Планирование работы РМК несовершенно, и это проявляется в стихийности работы, многочисленной  внеплановой работе.
  12. Нет системы в повышении квалификации самих методистов РМК, что тоже негативно отражается на развитии МС района.
  13. Не отработана система по выявлению и организации работы с одаренными детьми.
  14. На наш взгляд существенной проблемой МС в настоящее время является разобщенность МС в результате чего отсутствует  целенаправленная координация их деятельности.

 

Определена  цель МС района:

 

ФОРМИРОВАНИЕ   ЕДИНОГО   МЕТОДИЧЕСКОГО

==================================
ПРОСТРАНСТВА, НАПРАВЛЕННОГО  НА

================================

  РАЗВИТИЕ   ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

 ============================

  КОМПЕТЕНТНОСТИ  ПЕДАГОГОВ,

 ===========================

МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ   И 

=======================

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ   СИСТЕМЫ  РАЙОНА  В

==================================

ЦЕЛОМ.

 

 

Задачи МС :

 

Разработка документов, определяющих стратегию развития образования района, МС района.

 

 Обновление содержания МС, создание ее целостной структуры с учетом особенностей  и реальных возможностей МС.

 

Разработка системы  межкурсового повышения квалификации педагогических кадров (непрерывное образование)

 

Систематизация работы по диагностике проф.компетентности педагогов, усиление компоненты МС, направленные на рефлексивное осмысление педагогами своей деятельности, осуществление ими самоанализа и  самодиагностики.

 

Планомерное осуществление  диагностики эффективности вводимых инновационных процессов, выявление качества осваиваемых педагогических технологий.

 

Определение  целесообразности внутришкольной МС  посредством выработанных критериев результативности ее деятельности.

 

Создание условий для организации самообразования – личного профессионального права  педагогов. Организация работы по изучению  современной психолого-пед.литературы по актуальным проблемах образования.

 

Внедрение в практику работы информационных технологий. Оказание

практической помощи по использованию программных средств обучения.

 

 

 

 

 

Содействие в  организации целевой переподготовки методистов РМК, учитывая их постоянно усложняющийся функционал.

 

Интеграция  педагогического опыта лучших  учителей района, осуществляя все виды учительской деятельности во всех аспектах образования: обучения, воспитания и развития.

 

Оказание методических услуг, связанных с разработкой оптимальных вариантов учебных планов и приведением учебных программ в соответствие со стандартами базовых образовательных дисциплин.

 

 

Организация передачи педагогическим коллективам достижений отечественной и мировой образовательной практики.

 

Проведение экспертизы возможностей образовательных учреждений по реализации поставленных целей и достижения высокого уровня качества образования.

 

 

 Ориентация педагогов на актуальные методические потребности, проведение мониторинговых исследований.

 

 

Методическую сеть района представят :

 

·         опорные школы по направлениям ;

·         базовые школы для проведения научно-практических и экспериментальных исследований ;

·         районные методические объединения;

·         межшкольные и внутришкольные объединения ;

·         консультанты по предметам ;

·         творческие и проблемные группы ;

·         мастер-классы;

·         школы молодого учителя;

·         каникулярная школа « Абитуриент» для выпускников сельских школ.

·         работа с одаренными детьми .(« Олимпиадные  часы», «Ученик года»)

·         организация деятельности  НОУ.

·         создание видеотеки ППО , читального зала и зала педагогической информации , оснащенного  современной техникой.

·         организация выпуска методического бюллетеня РМК.

·         организация деятельности школы начинающего завуча «Поиск»

 

ПУТИ  РЕШЕНИЯ  ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ :

======================================

1.Пересмотр и обновление содержания и направлений деятельности РМК.

 

2. Подготовка сотрудников РМК к реализации новых функций.

 

3.Постепенный переход от предметного принципа устройства как основного в структуре МС к  проблемному, что предполагает создание проблемных групп, творческих групп, мастер-классов.

 

4. Разработка целевых программ развития МС района.

 

5. Постоянный мониторинг образовательной деятельности ОО района, результатов обучения учащихся.

 

6. Подготовка к аттестации ОО и педагогических работников.

 

7. Создание банка данных по ППО.

 

8. Обновление содержания работы НМС при РМК.

 

 

 

Основания    развития  МС :

 

 

 

1.СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ МС.

==================================

1.1.            Ознакомление различных категорий  специалистов РОО с результатами исследований в образовательных областях, с новыми тенденциями в развитии психолого-педагогических знаний , с современными образовательными технологиями.

 

 

 

1.2.            Информирование педагогических и руководящих работников о новом научно-методическом обеспечении УВП, издании новых учебников, пособий,  ауди и видео информации.

 

1.3.Ознакомление с новыми  нормативными актами , решениями ,инструкциями  органов упрвления образованием , касающимися УВП в школа.

 

1.4.Пропаганда ППО с целью внедрения в практику эффективных форм и методов обучения, использования современных образовательных технологий.

 

1.5.Включение в содержание ПК тем, устраняющих проблемы, вызвавшие наибольшие затруднения у педагогических и руководящих работников, которые были выявлены в ходе диагностики .

 

 

 

2.             ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОСНОВАНИЕ МС.

 ====================================

 

2.1.            На уровне школ –различные профессиональные объединения учителей ( предметные, межпредметные,профильные и другие МО , временные методические структуры- проектно-проблемные группы, модульные команды, лаборатории, мастер-классы, школы молодого учителя, школы ППО , клубы по интересам и другие объединения педагогов.

 

 

2.2.            На уровне образовательной системы района- РМК, методические кабинеты школ, методические группы при РОО, кустовые, межшкольные МО, ассоциации учителей, научно-методический совет при РОО.

 

 

3. ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ  ОСНОВАНИЕ  МС.

=====================================

3.1.Организация и проведение индивидуальных мероприятий : консультаций , анализ учебных занятий, стажировка, методическая помощь в самообразовании.

 

3.2. Организация и проведение групповых мероприятий : заседания МО, семинары различного вида, групповые консультации, лекции , дискуссии, круглые столы, творческие мастерские.

 

3.3. Организация и проведение массовых мероприятий: Педагогические чтения, методические советы по актуальным проблемам обучения , научно-практические конференции, конкурсы педагогического мастерства и другое.

 

 

 

 

4. МОТИВАЦИОННОЕ  ОСНОВАНИЕ  МС.

=====================================

4.1. Изучение факторов внутренней и внешней мотивации педагогических и руководящих работников на активное участие в методической работе, способствующей их профессиональной компетенции.

 

 

4.2. Изучение профессиональных и информационных потребностей работников,  поддержание педагогических традиций , моральное и материальное стимулирование педагогических и руководящих работников, создание условий для самореализации, самоутверждения и развития творческого потенциала педагогов.

 

 

 

 

 

 

Этапы реализации проекта:

 

                1 этап- 2004 год ( май- декабрь) - подготовительный

 

          2 этап – 2005 – 2006 годы –  практический

 

                3 этап – 2006 – 2008 годы – констатирующий, корректирующий

 

                4 этап – 2008 – 2010 годы- обобщающий.

         

На подготовительном этапе обосновывается, принимается и доводится до всех исполнителей решение о разработке проекта развития МС. Создаются проектные группы по вопросам обновления  содержания МС, обосновывается актуальность проблемы, намеченных целей и задач на основе проведенного анализа.

Итогом подготовительного этапа является  защита проекта на совете РОО, затем в НМЦ ИПК ПГС РО.

 

На втором этапе планируется непосредственная работа РМК по направлениям, определяются сроки и ответственные. Ведется анализ ПК педагогических кадров, исполнителей проекта. Разрабатываются критерии оценки деятельности методической работы школ района, проводится диагностика профессиональной успешности педагогов, мониторинг качества знаний учащихся.

Соотносятся полученные результаты с прогнозируемыми.

 

Третий этап – констатируются негативные и позитивные результаты и причины несоответствия запланированного и полученного. Корректируется, вносятся изменения и дополнения в проект, анализируется методическая работа по разработанным критериям. По необходимости вносятся новые направления работы МС, удовлетворяющие потребности учителей района.

 

Итоговый, обобщающий этап предполагает закрепление позитивного в развитии МС района и в  методической работе школ. Утверждается разработанная модель МС в соответствии с  возможностями и потребностями педагогов.

Обобщается опыт школы  лучшей методической работы ( конкурс «Завуч года», «Учитель-методист»).

 

 

 

                    Ресурсное обеспечение реализации проекта

 

 

 В ходе реализации проекта развития МС района предполагается наладить тесные связи с  методическими кабинетами г. Караганды, Темиртау, Балхаша и других городов РК. Большую надежду возлагаем на методистов и ведущих специалистов НМЦ ИПК и ПГС РО, на организованные курсы методистов и заведующих РМК, на ведущих и опытных руководителей ОО.

Важную роль мы уделяем связям с кафедрой практической психологии Казахстанско-Российского Университета, проведению совместных практических и теоретических семинаров, исследовательской работы учителей и преподавателей этой кафедры.

Кроме этого, считаем, что основными информационными центрами, помогающими в реализации проекта, станут библиотеки школ, РОО и РМК, сеть  Интернет.

Для создания и реализации целевых программ на базе РМК будут созданы лаборатории «Одаренные дети села», «Качество образования».

 

 

Ожидаемые результаты:

 

Осуществится программно-целевой подход в управлении качеством образования.

Будет создана  модель МС  района, и установятся прочные и эффективные вертикальные и горизонтальные связи не только между школьными структурами и РМК, сколько между командами, работающими над определенными проблемами.

Будет осуществлена  государственная политика в области образования, совершенствуется профессиональная квалификация педагогических работников  и руководителей ОО района, реализуется Программа развития образования района, Государственная Программы развития образования РК на 2005-10 годы.

Для создания эффективной деятельности МС будут установлены тесные связи с учреждениями психологической и педагогической науки, с вузами и ведущими образовательными учреждениями республики. Будет создано единое методическое пространство, направленное на повышение профессиональной компетентности педагогических кадров, повышение уровня МС и образовательной системы района в целом.

 

Заведующая РМК Осакаровского РОО            Пиминиди К.К.

 

 

Не нашли нужную тему? Ищите здесь:

Поиск:





Назад



Домашняя страница | О нас | Гостевая книга


Hosted by uCoz