Районный методический кабинет
Девиз организации
Домашняя страница О нас Гостевая книга Карта сайта
 

Министерство образования и науки Республики Казахстан

РОО Осакаровского района

 

 

 

 

 

Выступление

на областной научно-практической конференции

«Проблемы реализации инновационных процессов в области»

 

Направление:

«Развитие инновационных процессов в сельской гимназии»

 

 

 

 

Подготовила  Пиминиди К.К.

 

 

 

Направление: «Развитие инновационных процессов в сельской гимназии»

 

      Для возникновения и развития нового в сельской школе есть ряд благополучных предпосылок. Еще с. Т. Щацкий заметил, что для педагога – исследователя село – это своеобразный естественный эксперимент, в котором многие педагогические явления предстают в более «чистом виде».

      Близость живой природы, многообразие и открытость трудовых процессов, непосредственное взаимовлияние школы и местной среды, обнаженность связей обучения и воспитания с жизнью – все это создает благоприятное поле педагогического творчества.

     В сельской местности сохранилось гораздо большее разнообразие жизни - конкретного села, поселка, деревни, аула.

     А разнообразие жизни обуславливает разнообразие опыта. Не случайно именно на селе сформировались основы гуманистической педагогики. В. Сухомлинского, новаторская школа М. Щетинина, школа А. Захаренко и др.

      Но есть и другая «сторона медали»: государственная система образования в сельской местности несколько отстала и примитивна. Материальное состояние школ небогатое, мало культурных учреждений, уровень учителей и образовательный, и качественный желает быть выше. На селе практически нет научно-исследовательских лабораторий и психологических служб, низок уровень информированности и использования результатов педагогических исследований.

      Именно село стояло 10 лет тому назад перед острой необходимостью глубоких и динамичных преобразований уклада хозяйствования и жизни, появления совершенно новых образовательных запросов, которые могла решить только школа нового типа.

      К счастью, сейчас у нас наступили такие времена, о которых мы только мечтали в начале 90-х: годы аула, образование – приоритетное направление государственной политики республики!

      Превращение в реальность провозглашенного в обращении к народу Президентом РК положения о том, что образование является приоритетом государственной политики РК, предполагает создание системы образования как социального механизма, способного решать стратегические и тактические задачи общества и государства.

      Образование действительно имеет мощный потенциал стабильности и развития, обеспечивающий передачу от поколения к поколению системы актуальных знаний, способов мышления и норм жизнедеятельности, которые позволяют личности эффективно осваивать новую действительность. По сути дела, образование является основным инструментом общества и государства по управлению формированием и развитием личности.

      На наш взгляд, это положение в полной мере относится и соответствует системе образования, сложившейся в сельской гимназии № 9 п. Осакаровка за 10 лет её существования.

       В мае 1994 года в СШ № 9 п. Осакаровка произошло знаменательно – радостное событие: на основании решения Совета по лицензированию № 6 от 27.05.94г. и приказа ОблДО № 141 /к от 27.06.94г. школа получила лицензию на право ведения образовательной деятельности, серия ОД № 24.

      Это событие подтвердило то, что СШ № 9 – это развивающаяся школа, прошедшая путь от обычной до школы с углубленным изучением химии, а от нее – к школе нового типа – гимназии.

       Развитие школы может быть осуществлено только через инновационные процессы.  

       Педагогический коллектив, родители, учащиеся пришли к убеждению, что, обучаясь по стандартным программам средней школы, выпускники не получают достаточной подготовки для участия в процессе производства товаров и услуг, а, следовательно, сами не являются  востребованными на рынке труда.

      Изучая проблему адаптации выпускников школ к условиям того времени, мы пришли к необходимости вывода средней школы на новое качественное состояние через экспериментальную деятельность по профильной дифференциации. 

     Обоснование подтверждалось тем, что обществу требуются организаторы и участники производства нового типа, работники, которые должны обладать специальными знаниями и навыками в общении с вычислительной техникой.

      Наши выпускники должны быть  лучше подготовлены к жизни, иметь больше возможностей достичь благополучие, большой шанс для трудоустройства, поступления в ВУЗы с направлением профиля школы, лучше понимать  суть изменений в обществе и  принимать участие в этих изменениях.

       Объективными предпосылками реализации намеченных инновационных процессов было следующее:

1. Осакаровский район, п. Осакаровка – это поселок городского типа с развитой сельскохозяйственной культурой образовательной инфраструктурой, где активно возникают и функционируют предприятия мелкого и среднего бизнеса, поэтому нам требуются грамотные работники. (асфальтный завод, ПМК, ремзавод, мебельная фабрика, автобазы, райбольница, ДК, 3 ср. школы, д/сады, совхозы зерновые, овощеводческие и т.д. и т.п.)

2. Коллектив СШ № 9 имел потенциал, наработки, позволяющие создать базу изучения естественно-биологических и гуманитарных наук, основ экономики, ВТ и делопроизводства.

3. За 32 года своего существования СШ № 9 выпустила 1648 учащихся. 123 из них закончили школу, получив золотые и серебренные медали. 43% всех выпускников впоследствии получили высшее и среднее специальное образование, часть из которых, уйдя в науку имеют ученые звания докторов и кандидатов наук. Особо следует отметить результаты работы классов с углубленным изучением химии, открытые в школе с 1963 года. 87 выпускников этих классов выбрали профессию химического  профиля. 67 стали агрономами, зоотехниками, ветеринарами, врачами, фармацевтами, преподавателями химии и биологии.

4. СШ № 9 имеет хорошую учебно-материальную базу. Удачно спроектированное, компактное расположение учебных и подсобных помещений позволяет обслуживающему персоналу поддерживать постоянно в школе оптимальный тепловой и гигиенический режим. В школе оборудованы и функционируют 2 кабинета информатики, 3 лингафонных кабинета для углубленного изучения английского, немецкого, как родного, и казахского языков, кабинеты и лаборатории углубленного изучения химии, физики, биологии, типовой спортивный зал. Столовая с достаточным набором технологического оборудования и подсобных помещений, хоккейный корт и полный уличный спортивный комплекс с тепловой раздевалкой и хранилищами спортивного инвентаря, комбинированная мастерская по обработке дерева и металла, библиотека с читальным залом.

      Все это позволило выйти на инновационную деятельность. Образовать учебный комплекс – « Детский сад – гимназия –ВУЗ».

       В любом развитии есть что-то главное. Задача руководителей заключается в том, чтобы из огромного количества проблем, с которыми сталкивается и коллектив и руководители выделить те, разрешить которые необходимо в первую очередь.

      Первоочередные проблемы мы сконцентрировали в разделе «Основные пути развития инновационных процессов в школе нового типа на селе».

 

 

I. Основные пути развития инновационных

процессов в сельской гимназии

 

      Разрабатывая пакет документов сельской гимназии, мы рассматривали образовательное пространство как систему управления развитием личности сельского ребенка.

 

Учет и реализация новых подходов к школе.

 

    Самым трудным и длительным во времени в данном процессе была для нас проблемы постановки целей школы инновационного типа, т.к. изменение типа школы требует и изменение ее целей.

   Для гимназии недостаточно было представлять ученикам право на получение среднего образования. Мы исходили из того, что контингент учащихся гимназии будет состоять из продвинутых в развитии детей. Поэтому таким детям нужны как глубоки знания по «классическим» предметам, так и «современные знания» .

       Исходя из намерения активно участвовать в процессе формирования интеллектуального потенциала района, области республики главными целями и задачами деятельности гимназии как инновационной школы были определены следующие:

- всемерное содействие выполнению социального заказа общества в подготовке высококвалифицированных специалистов, создание условий для развития способных и одаренных детей;

- подготовка учащихся к получению высшего образования, творческому труду в различных сферах научно и трудовой деятельности;

- разработка и внедрение вариативных учебных планов и программ, программ углубленного изучения предметов естественно-биологического и гуманитарного цикла; 

- расширение воспитательного воздействия на сознание ребенка через искусство и физическое совершенство;

- формирование у каждого учащегося потребности к саморазвитию и самосовершенствованию.

воспитание чувств глубокого интернационального взаимоуважения, добра и справедливости, патриотического отношения к своей общественной роли в условиях нового государственного образования.

       Успешное выполнение этих задач позволяет педколлективу добиваться осуществления миссии гимназии.

 

 

 

Разнообразие и постоянное обновление УП.

 

   Изменение целей привело к изменению содержания образования, методов и форм обучения, т.е. произошла ломка единообразия в учебном процессе. Разнообразие и постоянное обновление выразилось в:

- дифференциации содержания образования, учитывающего интересы учащихся;

-разработке школьного компонента базисного учебного плана, который дал возможность самой школе решить как индивидуализировать содержание образования. 

Разрабатывая идею нового содержания  гимназического образования, педагогический коллектив  придерживался следующих требований:

разносторонне развитие всех способностей ученика;

научная направленность образования, использование в процессе обучения последних достижений  в области науки и техники;

сквозной характер учебных программ, составляющих единое целое  по данному учебному курсу;

сочетание гибкости  и вариативности отдельных компонентов содержания обучения, возможность их применения в различной последовательности в зависимости от поставленных задач и желания учащихся;

сочетание общего и специального компонентов образования с развитием и дополнением одного другим, не нарушая их целостности;

ориентация учащихся на различные формы  самообразования, на овладение новыми  методами самоподготовки;

разработка интегрированных курсов, создающих возможность уплотнения  учебной информации;

отражение в содержании обучающих задач, решаемых в своем регионе.

В целях разрешения узловых гимназических задач и задач, вытекающих  из вышеперечисленных требований, в содержание гимназического образования предусмотрено было внедрить:

многообразие учебных курсов наряду с обязательными учебными предметами  базисного учебного плана;

приоритетность исследовательских и индивидуальных программ обучения, реализуемых в совместной деятельности ученика и учителя;

индивидуальную форму с учащимися , особенно с имеющими уникальные способности;

использование опыта  зарубежных стран по развитию и применению природных задатков  человека, формированию навыков лидера, способного не только продуцировать новое, но и увлекать за собой  других;

новые требования по конкурсному отбору учащихся, способных осуществить  цели и задачи  гимназического образования;

оптимальный набор учебных предметов и интегрированных курсов, соответствующих поставленным целям;

общие и индивидуальные учебные планы и программы обучения всех учащихся и наиболее одаренных, проявивших  особые  способности  в той или иной области знаний.

      Первая ступень гимназии обеспечивает  наряду с обязательными  базовым образованием, введение в учебный процесс предметов мировоззренческого  и эстетического  циклов, позволяющих на ранней стадии развития выявить наиболее одаренных и способных  детей и на этой основе разработать  рекомендации их дальнейшего продвижения в учебном процессе. Для реализации этой задачи в учебный план классов первой ступени гимназии вводятся:

английский и немецкий языки;

информатика и вычислительная техника;

ритмика и хореография;

музыка и музыкальное искусство народов мира;

прикладные виды искусства.

    Вторая ступень – прогимназия, введением частично углубленного изучения отдельных  учебных дисциплин, элективных курсов, обеспечивает успех в комплексном  повышении общеобразовательной подготовки, формирование лингвистических, эстетических, физических способностей ребенка, а также умений и навыков  самостоятельного приобретения  знаний.

     К предметам, программам, введенным на первой  ступени гимназии, во второй  ступени вводится  углубленное изучение  биологии и экологии, математики и информатики, физики, химии, русского языка и литературы, казахского языка, истории, географии, а также новый курс «Этика и культура общения».

     Третья ступень завершает за счет  профильных предметов, дополнительных и элективных курсов, факультативов при активном участии в учебном процессе  преподавателей  ВУЗов- соучредителей,  общеобразовательную и профильную подготовку учащихся и обеспечивает их  мировоззренческий, философско-эстетический и психологический уровень.

     Наряду с углубленным  изучение ряда общеразвивающих предметов естественно-биологического  и гуманитарного циклов, в учебный план классов третьей ступени вводятся несколько новых обязательных и элективных курсов:

основы маркетинга и менеджмента;

этика и культура общения;

химия и сельскохозяйственное производство;

основы ораторского искусства;

машинопись, делопроизводство и стенография;

основы генетики и цитологии;

алгебра и математический анализ.

     К чтению обязательных и элективных  курсов будут активно привлекаться, согласно договору с ВУЗами – соучредителями, профессорско-преподавательский состав Акмолинского сельскохозяйственного и Карагандинского педагогического институтов.

     Основными формами организации учебных занятий третьей ступени, наряду с традиционными, станут лекции, семинары, практикумы, лабораторные исследования, нестандартные и индивидуальные формы обучения.

      Внеурочная деятельность учащихся получит свое развитие на базе кружков, клубов, студий, научных  обществ и других самостоятельных объединений.

      В целях углубления  содержания гимназического образования, его гуманизации в программы различных курсов вводится ряд важных человековедческих  проблем в числе которых:

«Человек и общество», где предлагается раскрыть сложный процесс взаимоотношений человека с обществом и общества с ним,  связь социального и биологического в человеке, уникальность и самоценность личности;

«Человек и мироздание». Человек  - сложнейшее создание  космической среды;

«Человек и социокультура» – тема, направленная на формирование  самосознания, целостности  восприятия настоящего, понимания философии современного развития общества;

«Человек и научно- технический  прогресс» - плюсы и минусы НТП и его противоречия  в условиях современного развития общества.

Успех в разрешении вышепоставленных задач целиком и полностью зависит от  деятельности преподавательских кадров.

      Так как  в районе подобного типа школ не было , то создание сельской гимназии позволило учащимся реализовать свои интересы к естественным и гуманитарным  наукам, кроме этого укрепились связи школа – ВУЗ, детский сад- школа. Все это способствовало расширению условий развития индивидуальных  возможностей детей, совершенствование единого воспитательного коллектива гимназии.

Демократизация

 

       Это следующий этап пути развития инновационных процессов в сельской гимназии № 9.

       Демократизация предполагала следующее:

- перевод управления ОУ с выполнения заданий вышестоящих организаций на разработку задач своего развития, самостоятельное определение путей развитие – правильная реализация школьного компонента базисного плана, такое его наполнение, которое обеспечивает каждому ученику выбор в соответствии с его потребностями.

- участие в управлении всех участников педагогического процесса, активизация деятельности родительского комитета, попечительского совета.

- коллективное принятие решений, по планированию работы с.г.

включение в управление учащихся ( органы ученического самоуправления).

       Для качественного обеспечения процесса обучения в инновационном режиме от руководства школы потребовалось  изменение характера, форм работы с учителями по совершенствованию педагогического мастерства, формированию и развитию индивидуального стиля работы каждого работника.

     Администрации потребовались знания и умения по моделированию  учебно-воспитательного плана, разработке и корректировке программ новых курсов,  контролю за их реализацией, вовлечению  учителей в творческую  опытно-экспериментальную деятельность, отработку механизма «детский сад – школа – вуз», отслеживанию итогов УВП, проведению сравнительного анализа итогов экспериментов по каждому году и за весь период.

 

 

Структура управления

 

     В гимназии разработана и апробирована инновационная система  управления, которая имеет три основные характеристики:

гибкость

способность к самоусложнению

способность к саморазвитию

      Эта инновационная система управления может привести, по нашему предположению к новому качеству  школьного образования. Мы ввели в структуру управления новую организационную единицу – модульную команду. Таким образом,  вся школьная организация  делится на определенное количество  автономных команд, каждая из которых  имеет конкретные цели, задачи, проблематику и занимается  проектированием своей области  развития. Мы создали  сообщество эффективно действующих команд, создающих особую культуру школьной деятельности. Наша система управления ориентирована на три главные области развития человеческого  потенциала: развитие коллектива; развитие команд; развитие отдельных учителей и учащихся.  

 

 

Участники образовательного процесса.

 

       В процессе перехода типовой общеобразовательной школы на новый уровень  её качественного состояния пришли к выводу, что инновационным изменениям подлежат важнейшие  «компоненты» образовательного процесса- её участники:

Ученики – в практике работы  сельской гимназии – изучение личности детей, поступающих в 1-ый класс.

В результате- два первых класса, отличающиеся друг от друга может быть в небольшой степени уровнем развития.

     Далее решается проблема с теми детьми, которые в начальной школе проявили себя как наиболее способные. Мы пришли к выводу, что обучение этих детей необходимо  строить с учетом выявленных склонностей  к гуманитарным, естественно- биологическим или математическим предметам. В противном случае сдерживается развитие детей и их самоопределение. Так, в сельской гимназии организованы  два направления – гуманитарное и естественно – биологическое ( каждое отделение имеет свой УМК).

       Но деление учащихся по отделениям шло у нас или по желанию родителей, или по рекомендации учителей, т.е. грамотного психолого-  педагогического  подхода к данной проблеме не было. Необходим был психолог. В штатное расписание ввели его только в  2003-2004 учебном году. Поздновато. Уже сложилась система: классы А – естественно-биологические, Б- гуманитарные, и, конечно же, естественно-биологические классы – сильные. 

2.Учителя. Основная функция их- быть организующим и стимулирующим началом в становлении и развитии личности учащегося. Учитель не просто источник информации,  а главным образом – организатор учебно-познавательной деятельности ученика. Задачу учителей гимназии – мотивированное управление обучения, в процессе которого осуществляется духовное и физическое развитие школьника, овладение знаниями, самоопределение, самосовершенствование и саморазвитие.

  

 

6.Педагогический маркетинг.

 

     Большую роль в реализации инновационных процессов сельской гимназии играет педагогический маркетинг. Мы решали следующие вопросы:

изучение спроса населения на образовательные услуги и организации обучения детей дополнительным учебным предметам;

отслеживание поступления выпускников гимназии в ВУЗы и дальнейшая их судьба;

реклама, пропаганда своего образовательного учреждения ( публикация в газете, выступления на родительских конференциях во всех школах района, встречи с учащимися других школ).

 

7. Прогностический подход к планированию развития школы нового типа на селе.

Кроме первоочередных проблем, необходимо было нам наметить ещё и перспективу развития сельской гимназии. Прогнозируя, мы выявили перспективные проблемы, которые необходимо решить и определили пути достижения запрограммированных результатов.

 

 

 

7. Пути обновления методической работы

 

           Успех в разрешении поставленных целей и задач перед коллективом гимназии полностью зависел от деятельности каждого учителя.

          Для создания благоприятных условий постоянного роста квалификации учителей в гимназии проведена большая работа по организации грамотной методической работы.  Были определены принципы организации методической работы:

дифференциация

системный подход

модернизация

         Все эти принципы направлены на повышение профессионализма учителей и процессе социальной защиты педагогов через оказание систематической адресной помощи с учетом потребностей и индивидуальных качеств.

        Для эффективности достижения главной цели методической работы необходимо было организовать систему непрерывного образования. В гимназии работают :

НМС

Совет МО

Теоретические и научно-практические семинары

ТГ

Клуб «молодой учитель»

Разработаны критерии оценки методической работы:

 

Результативность – развитие учителя, учащихся, качество знаний учащихся, качественный уровень педколлектива.

Стимулирующая роль методической работы в развитии самообразования учителей, их исследовательской деятельности .

 

       Методическая работа в гимназии – это систематичная коллективная и индивидуальная деятельность учителей.

       В гимназии разработан перспективный план развития методической работы. Основными его принципами является:

Дальнейшая модернизация, что включает обеспечение открытости системы ПК, связь с вузами – соучредителями, связь с учреждениями дополнительного образования в селе, с ИПК; оптимальное и эффективное использование ВШК в формировании индивидуальности учителя, усиление методической функции ВШК.

Формирование банка информации новых технологий.

Формирование банка диагностических методик, обучение коллектива методам работы с диагностическим материалом.

Использование результатов диагностики в корректировке деятельности учителей.

 

 

Заключение

 

         Наша модель сельской гимназии -  это попытка ответить на вопрос, какими должны быть сегодня школы на селе, как управлять ими, как им развиваться, чтобы соответствовать новому состоянию образования.

         Прежние подходы и принципы, дававшие положительные результаты при традиционном режиме работы, уже не позволять достичь желаемых результатов. Совершенно очевидно, чтобы совершить прорыв к новому качеству образования, необходимо иметь адекватную этому систему развития сети сельских школ.

          В развитии сельской гимназии рано ставить точку. Прошедшее десятилетие – это только начальная ступенька, которая открывает большой путь современной развивающейся сельской школы. 

 

 Не нашли нужной темы? Ищите здесь:

Поиск:





Назад

 

 

Домашняя страница | О нас | Гостевая книга


Hosted by uCoz